Год в статусе мэра Петрозаводска: И. Колыхматова дала подробное интервью
С момента, когда Инна Колыхматова приступила к выполнению обязанностей мэра Петрозаводска (вместо ушедшего добровольцем в зону СВО Владимира Любарского) прошел год. Осенью Петросовет утвердил бывшего первого зама в должности главы города. О том, каким выдался год для нового мэра и как Инна Колыхматова видит будущее города — в ее интервью РБК Карелия.
Что вы увидели за год на посту главы города и какая у вас сейчас главная задача?
И.К.: Год был сложный. Этой зимой было столько снега, сколько не было за 100 лет метеонаблюдений. Но я к этому отношусь так, что сама жизнь проверяет, насколько готова я и насколько готова наша команда к этим вызовам.
Если говорить про основные задачи — эстафету мне передал Владимир Константинович Любарский. На нашей встрече он сказал: «Нужно слушать себя и слышать людей». На этом и построена вся стратегия управления городом. Из принципа «слышать людей» появился блог «Колыхматова без посредников», в котором мы отвечаем на актуальные для жителей города вопросы. Наша основная задача, думаю, такая же, как у каждого муниципального руководителя — повышение качества жизни горожан. Все остальное — развитие инфраструктуры, благоустройство и так далее — делается для того, чтобы город был комфортным. Это амбициозная задача с учетом того, в какой сложной ситуации после затяжной зимы и подтоплений мы сейчас находимся. Мы понимаем, какие у города есть проблемы. Но самое главное — понимаем, как их решать.
«Аварий не избежать, но риски можно минимизировать»
Например, как избежать повторения сложностей прошлогоднего отопительного сезона? Ранее вы говорили, что изменится концепция подготовки к отопительному сезону. Каким образом?
И.К.: Минувшая зима показала неготовность управляющих компаний к отопительному сезону. Из-за заморозки части домов пришлось выделять средства из резервного фонда. Понятно, что аварий не избежать, но наша задача минимизировать их количество. Нормативно ничего не изменится. Однако теперь мы будем регулировать процесс коммуникаций, собирать информацию о подготовке к отопительному сезону, наличии средств на эти цели и, если управляющие компании не справляются, поднимать вопрос об отзыве и продлении лицензий, придавать эту тему огласке. Работа управляющих компаний — это бизнес, и предприниматели, как и в любом другом бизнесе, должны учитывать свои возможности и риски. Совместно с госкомитетом по жилищному надзору мы обсуждаем идею создания рейтинга управлявших компаний, чтобы горожане знали тех, кто работает и тех, кто не справляется. Кому нужно покинуть рынок, а кому можно доверять. В тех случаях, когда у нас нет полномочий, мы стараемся найти тех, у кого полномочия и эти возможности есть.
Еще одна непростая тема для города — это транспортная реформа. Как она будет реализовываться после судебных решений в пользу частных транспортных компаний? Какие перспективы развития городского электротранспорта?
И.К.: Состояние общественного транспорта — это проблема не только Петрозаводска. Она существует во многих городах России, поэтому о транспортной реформе, суть которой — развитие и обновление, говорит президент РФ, называя ее одной из стратегических задач. Мы двигаемся в двух направлениях. Транспортная реформа — это не только автобусы. С 2021 года мы регулярно обновляем парк троллейбусов. Мы заключили договор на льготный лизинг: 27 троллейбусов обновляем в этом году, и 20 из них уже пришли. Сейчас проходит процедура обкатки и тестирования.
Что касается автобусного сообщения, то ранее у города не было никаких договорных отношений с перевозчиками и, следовательно, не было возможностей влиять на качество услуг. В 2023 году мы заключили брутто-контракт с компанией «ТрансБалт» и в течение года на трех городских маршрутах работали новые современные автобусы. Да, для города это потребовало расходов из бюджета, но результаты оправдали себя. Нужно понимать, что любой городской транспорт — это всегда убыточная история. Но это и социальная функция, которая должна выполняться. В настоящее время суд решил, что перевозчики, работавшие на маршрутах, могут продолжать осуществлять свою деятельность по свидетельствам до 2026 года. Мы понимаем свои обязательства перед горожанами и сейчас прорабатываем альтернативные решения по разрешению ситуации. Для этого запускаем альтернативный маршрут по брутто-контракту. Он свяжет отдаленный район СКЗ с центром города, Перевалкой, Древлянкой, Кукковкой. Аукцион будет объявлен в начале июля. При этом хочу отметить, что мы не против существующего бизнеса, но бизнес должен осознавать свою социальную ответственность.
Источники финансирования
Бюджет Петрозаводска на 2024 год утвержден с дефицитом. На ваш взгляд, реально прийти к бездефицитному бюджету города? За счет чего?
И.К.: Нельзя говорить однозначно, что бездефицитный бюджет — это хорошо, а дефицитный — плохо. Здесь работают бюджетные правила. 2024 год у нас дефицитный. На 2025-й и последующие годы предусмотрены уже другие показатели. Здесь нужно смотреть, из чего они складываются.
По поводу возможных ресурсов, то в 2021 году на уровне федерации принято решение о замещении части коммерческих кредитов. И мы 1 млрд 340 млн кредитов банков заместили бюджетным кредитом под более выгодную ставку 0,1.
В послании к Федеральному собранию президент анонсировал, что две трети бюджетных кредитов регионам будут списываться на развитие инфраструктуры. Сейчас министерство финансов РФ разрабатывает такой порядок для субъектов. Мы ждем такого же решения региона по муниципалитетам. Благодаря этому у нас появятся новые возможности. Кроме того, обсуждается изменение налоговой системы в части дифференциации налога на доходы физических лиц. А для Петрозаводска НДФЛ — одна из основных статей доходов в части налоговых поступлений.
А что с инвесторами, привлекателен ли Петрозаводск для бизнеса?
И.К.: У Петрозаводска хорошая транспортная доступность, развитое дорожное, железнодорожное и авиасообщение. У нас работают такие крупные компании как «Амкадор Онего» — подразделение белорусской компании производителя лесозаготовительной техники, завод «Петрозаводскмаш», который входит в госкорпорацию «Росатом». Кроме того, Петрозаводск — единственный город в Карелии, в котором сейчас реализована возможность вносить локальные изменения в генплан. Сейчас у нас 9 крупных инвестпроектов, которые ждут корректив, чтобы реализовать свои проекты. Это уже существующие предприятия, которые расширяют производства. Думаю, что к концу 2024 года мы завершим все необходимые процедуры. Для нас важен не только крупный, но и малый, и средний бизнес. Мы поддерживаем предпринимателей, участвуя в различных программах субсидирования. Комфортность города проявляется в том числе в правильном управлении территориями, в соблюдении баланса между интересами бизнеса и интересами жителей города.
Удержать туристов в городе
Туризм — один из драйверов роста Карелии. Но и огромная нагрузка для инфраструктуры. Чего не хватает городу, чтобы стать туристическим центром?
И.К.: Конечно, мне бы хотелось, чтобы в Петрозаводск приезжало больше туристов. У нас есть что посмотреть. Я не хочу сравнивать, у каждого города в Карелии свои достоинства и особенности. Однако у многих до сих пор есть ощущение, что Карелия — это природа и палаточный отдых, а не культурный туризм и посещение городов. Сейчас в Сколково мы защищали стратегию по развитию туристической отрасли в Петрозаводске. Эта поездка показала, что Петрозаводск мало представлен на туристической карте. Есть представление о городе как о логистическом пункте, откуда дальше строятся маршруты на Кижи, в Сортавалу и так далее. Наша задача в том, чтобы туристы задерживались в городе. Совместно с бизнесом и турфирмами мы разработали новые маршруты по Петрозаводску. Они рассчитаны не только на гостей города из-за пределов Карелии, но и на ее жителей, тех, кто хочет увидеть город по-новому. Совсем скоро мы о них расскажем.
Что касается мест размещения, то в этом году в Петрозаводске откроется две гостиницы — на проспекте Ленина и на улице Анохина. В 2025 году завершится строительство гостиницы в районе площади Кирова. Совокупно это более 200 номеров. Также мы работаем с бизнесом по арт-объектам. В специальной рубрике «Список добрых дел» рассказываем о предпринимателях, которые помогают городу. Так выстраиваем отношения, чтобы бизнес осознавал, что должен быть социально ориентирован. Чтобы предприниматели видели взаимосвязь развития своего дела и развития города.
Какие планы по благоустройству города в этом году, как реализуется программа «Комфортная городская среда»?
И.К.: Программа будет сохраняться в рамках возможностей бюджета. В этом году по плану провести благоустройство 12 дворов. Для минимизации неудобств, связанных с работами, еще в прошлом году мы ввели понятие синхронизации между коммунальными структурами. Один из примеров — двор по адресу пр. Октябрьский 63. Здесь сейчас работают и газовщики, и водоканал, и ведутся работы по благоустройству. Понятно, что синхронизировать возможно только плановые работы. В администрации за этим следят два профильных комитета, чтобы было понимание графика производственных работ всех структур. Еще один пример — строительство моста на улице Маршала Мерецкова. Здесь также параллельно ведутся другие работы.
Очень непростая ситуация была на площади Гагарина у ресторана Fusion. Рядом с перекрестком долгое время было разрытие. Однако это была необходимость, так как в этом месте находится сплетение разных коммуникаций, и от служб требовалась практически ювелирная работа, чтобы не обесточить жилые дома и организации. Казалось, что разрыли и бросили. Но у каждого вида работ есть свои особенности. Благоустройство после разрытий нужно проводить в определенное время года, чтобы прошла усадка грунта. Да, кажется, что город разрыт, но это та необходимость, которую нужно переждать, если мы хотим, чтобы город развивался.
«Город надо очищать от самостроя»
В Петрозаводске много бесхозных территорий, из-за которых страдает благоустройство. Условно вот здесь магазин убирает свою территорию, а рядом пустырь, который никак не убирают, потому что он ничей. Планируется ли инвентаризация таких территорий, поиск собственников для них?
И.К.: Территория должна быть за кем-то закреплена. Но это вопрос поэтапности действий. Сейчас в приоритете работа с руинированными объектами и аварийным фондом, потому что это те реальные площади, которые мы можем ввести в хозяйственный оборот. Город надо очищать от незаконных построек. Сейчас мы нашли средства на снос трех расселенных аварийных домов на улице Бесовецкой. После формирования земельного участка правительством будут изыскиваться средства для будущего строительства поликлиники. Кроме того, за год снесли более 70 незаконно установленных гаражей. А это сложная процедура по определению собственника, его права собственности и так далее. Это невидимая, но очень непростая работа, которая требует значительных затрат.
В разных частях города то и дело возникают точки незаконной торговли. Как вы работаете с этим?
И.К.: Подобные ситуации чаще всего возникают из-за юридических аспектов. Когда жители жалуются на установленный ларек, часто оказывается, что он установлен на частной территории. На сегодняшний день законодательство дает собственнику разрешение возвести объект. Такие ситуации зафиксированы на Лососинском шоссе, бульваре Интернационалистов. Мы понимаем, как скорректировать законодательство, чтобы урегулировать эти взаимоотношения.
Кроме того, в прошлом году мы ввели понятия дизайн-кода. К 1 сентября 2025 года предприниматели должны будут привести внешний вид нестационарных торговых объектов в соответствие установленным правилам. Это достаточно большая нагрузка на бизнес, поэтому мы предусмотрели такой длительный переходный период. Нарушителей наказываем, но всегда стараемся найти баланс. Например, павильон у железнодорожного вокзала — это согласованный пункт продажи фермерской клубники, способ поддержать наших карельских производителей.
Еще одна крайне важная тема для горожан — уборка мусора. Что предпринимает администрация в рамках своих полномочий, чтобы разрешить эту проблему?
И.К.: В вопросе обращения с бытовыми отходами задействовано сразу несколько сторон. Это и министерство природных ресурсов и экологии, и региональный экологический оператор, с которым у города нет никаких договорных отношений, а, следовательно, нет и возможностей влияния, и управляющие компании, в зоне ответственности которых находится половина контейнерных площадок. Все стороны действуют в рамках своих регламентов и полномочий, поэтому городу нередко приходится принимать временные решения. Например, карельский экологический оператор в рамках действующего соглашения не убирает всю контейнерную площадку, а только то, что выпало при погрузке или выгрузке. Уборка требует от города дополнительных финансовых затрат в размере до 5 млн руб, при этом через 2-3 дня площадки снова нужно убирать. Чтобы оптимизировать расходы бюджета, мы приняли решение перераспределить средства и на базе муниципального предприятия «Служба заказчика» создали мобильную бригаду дворников. В день такая бригада убирает от 3 до 7 площадок, однако, чтобы охватить все площадки, необходимо 10-15 подобных бригад, а бюджет города ограничен, работников не хватает. Решением этой проблемы может стать передача на обслуживание части контейнерных площадок муниципальному предприятию. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос с карельским экологическим оператором.
«Нет ни одного судебного иска»
На каком этапе сейчас реализация проектов — комплексных планов развития территории Октябрьский, Зарека, Древлянская набережная?
И.К.: Проекты комплексного развития территории также встроены в стратегию комфортности городской среды. Регионы и города по-разному используют этот механизм. В Петрозаводске большое количество аварийных домов, поэтому для нас КРТ — это альтернатива программе по расселению из аварийного жилья, чтобы горожанам не приходилось долго ждать своей очереди. Есть города, где КРТ устроены по-другому и под их реализацию отдаются бывшие промышленные или свободные территории. Что касается КРТ в районе улицы Шотмана, то сейчас договоры заключили уже 62 квартиры из 63. Нет ни одного судебного иска. Застройщик помогает жителям решать все вопросы с приобретением нового жилья. По КРТ на Зареке ведется проработка, на Древлянской набережной в этом году планируем приступить к расселению. На Октябрьском благодаря инфраструктурному кредиту проведена масштабная модернизация сетей. От реализации КРТ пользу получают и жители города, и бизнес.
Часто интересы бизнеса и жителей города не совпадают, что делаете в таких случаях?
И.К.: Разнонаправленность взглядов бизнеса и жителей — это не сложность. Это данность. Главное, чтобы критика была конструктивна. Мы не ищем, кого больше удовлетворить, иногда принимаем непопулярные решения, понимая, куда город стремится. Иногда со стороны за той работой, которая выполняется, сложно увидеть, что будет через два года, но могу сказать, что мы двигаемся в рамках выбранной стратегии.
Повтор публикации от 27.06.2024