PROТуризм, 01 июн 2023, 08:00

Бизнес Ростовской области распробовал культурный код

На волне растущего патриотизма бизнес Дона стал включать в свои проекты культурные мотивы региональной идентичности. По мнению экспертов, тренд, в котором не последнюю роль играет казачество, будет наращивать обороты.
Читать в полной версии
Фото: архив этнографического музея «Тихий Дон»

Свыше 3 млн туристов посетили Ростовскую область в прошлом году. По оценкам экспертов, въездной туризм региона имеет значительный потенциал роста благодаря возросшему транзитному потоку туристов, направляющихся на черноморское побережье. Это стало мощным стимулом для бизнес-сообщества к развитию новых туристических проектов и переупаковке имеющихся под брендом региональной идентичности.

Казачьи мотивы

Один из основных запросов приезжей аудитории идет на культурный код казачества, которое всегда ассоциировалось с Доном.

«Казачество — это всегда диковинка для гостей, которая их привлекает и «задерживает» в регионе. Моя компания принимала участие в разработке туристического бренда Ростовской области «Вольный Дон» с целью осмысленного координированного продвижения нашей донской идентичности для целевой внешней аудитории. И могу сказать, что сейчас в стадии реализации сразу несколько проектов в сфере гостеприимства, которые будут строить свое основное предложение исходя из локальной идентичности донских традиций», — рассказал эксперт по территориальному маркетингу Алексей Матвеенко.

По его словам, местный колорит в первую очередь берут на вооружение туристические компании, сфера гостеприимства и ресторанный бизнес, а также компании специализирующиеся на сувенирной продукции и организации событийных мероприятий.

То, что в регионе есть большой запрос на развитие проектов, связанных с казачьей культурой, подтверждает и генеральный директор «ТКФ «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.

«Казачество — интересный культурный феномен, поскольку сами казаки из образа разбойников за пару столетий превратились в некую элиту, которая сыграла важную роль в исходе войны с французами, а затем и в Великой Отечественной войне. Это высокообразованные люди со своими богатыми традициями и ценностями. Мы специально делали тур под эту историю заточенный, рассказывали о том, как развивалось казачество. Сегодня на волне патриотизма на это есть запрос, в особенности для школьных форматов», — отметила Нечепаева.

По словам экспертов, удачным примером среди туристических проектов с донским культурным акцентом можно назвать этнокомплекс «Кумжа» под Ростовым, где в музее под открытым небом расположился казачий майдан, часовня, ремесленные мастерские и избы. Еще один молодой проект регионального масштаба — хутор Старозолотовский и его частный этнографический музей «Тихий Дон». Он получил известность во всей стране после того, как был отмечен второй звездой французской ассоциации «Сто красивейших городков и деревень мира». 

«Развивающийся внутренний туризм в Ростовской области дал толчок и нам. К нам стали приезжать туристы не только с донского края и соседних регионов, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Свою роль в этом сыграл и растущий интерес к казачеству, тот факт, что на территории нашего комплекса можно абсолютно точно прикоснуться к его истории, потрогать вещи, использовать их в быту, интерактивность», — рассказала директор этнографического музея «Тихий Дон» Лариса Егупова.

Гастрономический потенциал

По мнению экспертов, казачество и донской регион в целом может также иметь выгодную репрезентацию в гастрономической сфере. Как отметила Татьяна Нечепаева, это можно делать через организацию гастрономических фестивалей, где бы проводились мастер-классы с традиционной кухней, так как кухня имеет неотъемлемую связь с культурой быта.

С этим согласен и Алексей Матвеенко, по словам которого ресторанный бизнес давно эксплуатирует эту тему, как через точечные проекты, так и целенаправленно фокусируясь на локальных продуктах и местных блюдах. При этом, по его мнению, именно в этой сфере тренд только набирает обороты.

«Привычка гордиться своими корнями вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. Я бы сказал, что тренд культурной идентичности только набирает обороты. И этот вектор мне весьма импонирует, в индустрии гостеприимства особенно, ведь это самый простой и приятный способ приобщиться к культуре. Еда — больше, чем набор продуктов, это история, география, социология», — прокомментировал шеф-повар ресторана «Онегин Дача» Игорь Савинов (ГК «Хорошие рестораны»). Он также добавил, что у донских гастрономических традиций огромный потенциал в контексте создания новых проектов сегмента HoReCa.

«У казачьей кухни много поклонников, а значит, запрос есть. Тут важно выбрать верный формат, чтобы получилась не «лубочная» картинка, а интересный авторский подход, основанный на добрых традициях», — подчеркнул Савинов.

Как добавил Алексей Матвеенко, удачно презентует историю края и винодельческий бизнес. Цимлянский черный — самый известный в России сорт винограда, из которого получают автохтонное вино, он же один из самых популярных сортов «казачьего винограда».

«Один из примеров того, как это использовать можно увидеть на примере компании «Цимлянские вина», которая создала обновленную бренд-платформу на основе традиционной донской символики, причем не только казачьей. История виноделия Цимлы гораздо глубже и идет к хазарам. Перекрещенные казачьи шашки, казачий лампас, хазарская крепость Саркел — репрезентуют богатую локальную идентичность, дела акцент на местных автохтонных сортах винограда. Позиционирование органично идет через локальные ценности», — считает Матвеенко.

Автохтонным вино вдохновился и совладелец мастерской шоколада «Секрет радости» Павел Змеев. «Из него мы изготовили винный мармелад, который послужил начинкой для одной из трех серий конфет, посвященных донскому краю», — сообщил Змеев.

По словам Павла Змеева, такой эксперимент компания провела в рамках общего тренда на возвращение туризма и бизнеса к культурно-историческим корням. Он также подчеркнул, что при этом компания решила расширить спектр ассоциаций с Ростовской областью, подчеркнув, что они намного шире, чем казачество.

«Мы видим три темы. Одна из них — это сам город с богатой архитектурой и улицами, засыпанными жерделой, которые нас вдохновили. После Сибири, когда ты видишь такое фруктовое богатство на асфальте, которое никому не нужно, впечатляет. Вторая тема — это богатство донских степей и все что с ними ассоциируется — хазары, курганы, скифы, золото. Здесь, мы избрали медово-травяное направление. Ну и безусловная особенность донского края — это автохтонное вино и все что с ним связано», — рассказал Павел Змеев.

Другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать