ProКадры, 06 мар, 08:53

С упором на кадры: как развивается промтуризм на Юге

Интерес к промышленному туризму для студентов и школьников на предприятиях юга России растет. Для более динамичного развития сферы необходима инициатива учебных заведений, считают представители предприятий.
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

В ходе своего послания Федеральному собранию 29 февраля президент Российской Федерации Владимир Путин призвал руководство промышленных предприятий приглашать на заводы и фабрики молодежь.

«Пожалуйста, приглашайте к себе школьников. Пусть ребята посмотрят цеха, вот как мне предлагали в одну из моих поездок, заводские музеи, лаборатории. Обязательно включайтесь, прошу вас, в эту работу!» — обратился президент к представителям бизнеса и науки.

Также глава государства анонсировалзапуск нового национального проекта «Кадры», направленного на оказание школьникам и студентам помощи в профессиональном развитии.

На Юге многие предприятия развивают промышленный туризм. Привлечение молодежи на производство не только способствует повышению образования студентов и школьников, но и помогает в поиске новых кадров. На предприятиях Крыма, Дона и Кубани убеждены, что в развитии направления необходимо активно задействовать учебные заведения. Представители промышленности также положительно оценили запуск нового нацпроекта, отметив его актуальность. Крымские розы соберут для школьников

Спрос на промышленный туризм на юге России растет. Об этом свидетельствует запуск новых маршрутов и экскурсий на отдельных предприятиях. Так, в конце февраля текущего года известный отечественный производитель косметики — компания «Крымская роза» — сообщил о запуске экскурсий для студентов и школьников на комбинат компании в селе Чайкино Симферопольского района Крыма.

«Мы — открытое предприятие, которое уже давно пускает на производство средства массовой информации. И мы поняли, что после определенной подготовки сможем показывать завод и экскурсионным группам», — отметил генеральный директор компании Иван Гладун. Запросы на посещение одного из старейших крымских косметических производств, поступали руководству комбината неоднократно. Экскурсии на предприятие были запущены с помощью Межрегиональной ассоциации агропромышленного туризма. Гости завода могут побывать на промышленном предприятии, ознакомиться с его историей и устройством производства. Сегодня компания ежедневно принимает группы от 10 до 25 человек в возрасте от 10 лет. Стоимость экскурсии составляет 1,2–1,5 тыс. руб.

«Промышленный туризм — актуальное на сегодняшний день направление, важность развития которого отмечает президент России Владимир Путин. В том числе в части профориентации. И как раз молодые люди — школьники и участники арт-кластера «Таврида», партнерами которого является компания «Крымская роза», стали первыми гостями экскурсий на предприятие», — сообщили в пресс-службе «Крымской розы». Развитие промышленного туризма тесно связано с поиском новых кадров. Экскурсии на производства позволяют познакомиться с работой предприятий и спецификой определенных профессий. В этой связи опрошенные РБК Ростов эксперты также отмечали актуальность запуска нацпроекта «Кадры».

«Запуск нацпроекта «Кадры» очень актуален для промышленных предприятий. К сожалению, сегодня рабочие профессии получают значительно меньше уважения. Более того, эта работа находится «за бортом», не в фокусе внимания молодежи. Современный подросток даже не представляет, что в будущем он может реализовать себя на предприятии, получать удовольствие именно от этого труда», — пояснил председатель наблюдательного совета АО «Семикаракорская керамика» Максим Хорошенков.

Для молодежи открывают космоцентры, заводы и народные ремесла  

Опрошенные РБК Кавказ представители предприятий отмечают, что год от года все больше школьников и студентов участвуют в экскурсиях на заводы, фабрики и в мастерские.

В Донском филиале Центра тренажеростроения в городе Новочеркасске отметили, что в 2023 году количество школьников, посетивших предприятие, увеличилось в 1,7 раза. В 2022 году в центр пришло 1467 человек, а в 2023 году — уже 2532 школьника.

Экскурсии для молодежи здесь начали внедрять с 2005 года, и за прошедшие годы центр посетило более 40 тыс. человек. В организации подчеркивают, что профориентация является одной из ключевых задач на сегодняшний день. Для школьников Ростовской области проводится 2-х часовая познавательно-развлекательная экскурсия «Дорога в космос начинается с Земли».

«Как показал 19-летний опыт создания нашей организацией космоцентров в городе Новочеркасске, а затем и в других городах России, использование и эксплуатация в космоцентрах аналогов реальной космической техники сделало их посещение привлекательным для молодежи и позволило сформировать техническую базу для проведения образовательного процесса», — говорит заместитель директора Донского филиала Центра тренажеростроения Владимир Гапонов.

Растет турпоток и на другие предприятия. Так, на заводе АО «Цимлянские вина» ежегодно проходят бесплатные экскурсии для школьников Цимлянского района. «За последний год количество промэкскурсий выросло в 3 раза. Такой интерес обусловлен развитием эногастрономического туризма в Ростовской области и маршрута «Долина Дона». Сейчас у нас в планах дальнейшее развитие этого направления, привлечение к участию школ из других районов Ростовской области», — отметили в компании.

В ГК «Аэродинамика» рассказали о том, что экскурсии на предприятие помогают в продвижении аэропортовых профессий среди школьников и студентов.

«Ежегодно в авиагавани Краснодарского края приходят сотни школьников, которые узнают об истории авиации, авиапредприятий, встречаются с ветеранами и специалистами различных направлений», — отметили в пресс-службе компании.

Председатель наблюдательного совета АО «Семикаракорская керамика» Максим Хорошенков отметил, что экскурсии в мастерскую становятся год от года все более востребованными.

«В прошлом году на предприятии побывали более 4,5 тыс. человек, в сравнении с 2022 годом посещаемость выросла на 11%. Несмотря на то, что мы сравнительно небольшой промысел, емкость пропускной способности в этом направлении еще есть, так что мы готовы активно участвовать во всех мероприятиях по увеличению турпотока в регион», — отметил Максим Хорошенков. Он отметил, что люди, которые побывали на производстве, начинают больше ценить продукт, потому что понимают, сколько труда вложено в него. Для «Семикаракорской керамики», являющейся единственным в Ростовской области художественным народным промыслом, это особенно важно. «У нас ручное производство, но пока ты смотришь на красивую посуду в магазине, ты не до конца веришь, что каждый мазок, каждый штришок сделан рукой живописца, а не машиной. Побывав в художественном цеху нашего промысла, люди всегда выходят с абсолютно другим восприятием», — пояснил Максим Хорошенков.  

Что поможет в развитии промтуризма для молодежи на Юге

В более активном развитии промышленного туризма для школьников и студентов важную роль представители опрошенных предприятий отводят учебным заведениям. Так, предприятие по производству барьерной пленки «Атлантис-Пак» (входит в «Группу Агроком») с 2012 года проводит масштабную работу по привлечению студентов ДГТУ, в том числе и используя механизм промышленного туризма. С экскурсией можно посещать и другие предприятия группы компаний — завод по выпуску питьевой воды «Аква-Дон» и колбасный завод «Тавр».

«Пока направление популярно в основном среди студентов, меньше — среди учащихся школ. Но интерес к такому образовательному досугу возрастает. Хочется отметить, что необходимо участие и заинтересованность преподавателей колледжей и вузов для организации групп учащихся. В 2023 году более 200 школьников побывали на экскурсиях в «Атлантис-Пак» в рамках проекта «Дорога в профессию» с целью помочь выпускникам школ сделать осознанный выбор профессии», — рассказали в пресс-службе «Группы Агроком». В холдинге отмечают, что необходима заинтересованность руководителей профильных учебных заведений, организация каналов связи с колледжами, вузами.

«Мы видим огромный потенциал во взаимодействии с вузами, особенно в технических специальностях, где наблюдается дефицит кадров. Очень важно вовлекать студентов с первых курсов, знакомить их с предприятием, расширять формы взаимодействия с учебным заведением. Уже сейчас на наших предприятиях проходят практику студенты, которых мы готовы пригласить на стажировку в будущем году, а также есть студенты, успешно прошедшие стажировку и принятые в штат компаний», — рассказали в компании.

«Ключевая цель промтуризма — привлечение молодежи на производственные предприятия. Для любой агропромышленной компании важно формирование образа сельскохозяйственной отрасли, как современной, привлекательной, перспективной для будущих молодых специалистов. Помимо проведения экскурсий мы приглашаем на стажировку в летний период студентов аграрных вузов. Практическое обучение на заводе «Цимлянские вина» помогает будущим специалистам погрузиться в профессию, получить опыт работы в реальных условиях, на современном оборудовании», — рассказали в пресс-службе АО «Цимлянские вина». Компания сотрудничает в этом направлении с целым рядом вузов. О взаимодействии с местными учебными заведениями рассказали и в ООО «Центр тренажеростроения и подготовки персонала» Валентина Ефимовича Шукшунова в Донском филиале Центра тренажеростроения на базе Космоцентра «Астрон». Центр сотрудничает с «ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова». АО «Семикаракорская керамика» привлекает к практике не только студентов местных колледжей, но и выпускников художественной академии из Санкт-Петербурга. Максим Хорошенков отметил еще одну важную часть работы по привлечению молодых специалистов на предприятия путем развития промтуризма. «Мне кажется, очень важно информировать людей, рассказывать о возможных маршрутах, об интересных поинтах. Подсказывать, что увлекательного можно увидеть. Мы, например, приглашая на производство блогеров, в буквальном смысле прокладывали маршрут по Ростовской области для автомобилей, логистику: куда еще заехать, чему удивиться», — резюмировал Максим Хорошенков.

Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе