На перспективу: как создание агроклассов поможет устранить кадровый голод
На базе Касумкентской школы № 1 в Сулейман-Стальском районе Дагестана открыли группу аграрного колледжа города Дагестанские Огни.
«За парты сели студенты, которые будут получать знания и приобретать навыки в области эксплуатации сельскохозяйственной техники и оборудования. Это первый пилотный проект, организованный агрохолдингом «Полоса» в сотрудничестве с аграрным колледжем Дагогней, администрацией Сулейман-Стальского района и минсельхозпродом Дагестана», — сообщала пресс-служба администрации муниципалитета.
Выверенная стратегия
Как рассказала директор по управлению персоналом группы компаний, в которую входит предприятие «Полоса», Наталья Гундорова, решение открыть специальный агрокласс было принято в связи с кадровым дефицитом в агропромышленном секторе.
«Решение открыть агрокласс — это последовательные действия по подготовке кадров для компании «Полоса», которые мы осуществляем уже в течение трех лет. Столкнувшись с кадровым голодом, особенно в чувствительном секторе сельского хозяйства, мы приняли решение готовить кадры под себя. Это одно из направлений нашего рекрутмента, подбора персонала. Мы поняли, что можно заинтересовывать детей со школы», — рассказала Наталья Гундорова.
Она уточнила, что в рамках работы агрокласса планируется выделить экспериментальные сады для проведения уроков по ботанике и биологии с привлечением агрономов компании.
«Участвуя в кооперации с колледжем, мы предоставляем нашу материальную базу, наших специалистов для проведения специализированных предметов, нашу технику. У нас порядка 120 единиц спецтехники и достаточно высокотехнологичное производство, на котором должны работать очень серьезные и умные специалисты», — сказала Гундорова.
По ее словам, начать работу агрохолдинг решил с обучения механизаторов, так как именно в таких специалистах есть серьезная потребность.
«Это пилотный проект. Мы начали с механизации, потому что в этом есть очень серьезная потребность. Далее мы будем открывать филиал колледжа, администрация предоставляет нам собственное помещение, и мы максимально оснастим его. Там мы планируем развивать отделения агрономии и специальной защиты растений», — рассказала Наталья Гундорова.
Опыт соседей
Ряд специализированных агроклассов на Юге России уже открыл Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ). Как сообщили в пресс-службе университета, аграрные классы на базе школ имеют большой потенциал для решения проблемы дефицита кадров в сельском хозяйстве. Они могут помочь привлечь внимание школьников к сельскохозяйственным занятиям и жизни в сельской местности.
«Одним из важнейших направлений развития Северного Кавказа является агропромышленный комплекс. Наш университет уже открыл ряд специализированных агроклассов на Юге России. Их основная цель — это популяризация сельскохозяйственных и инженерных специальностей среди подрастающего поколения. Считаю, что создание таких классов станет новым инструментом по привлечению и подготовке кадров для аграрного сектора экономики», — отметил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.
В частности, программа агроклассов СКФУ предполагает знакомство с основами рационального природопользования, разнообразием растений и животных в сельском хозяйстве. Особое внимание здесь уделено вопросам пищевой инженерии и современными тенденциями в планировании территории, функциям сельской местности. Кроме того, важной частью образовательной программы университетских агроклассов является исследовательская деятельность.
«В нашем регионе агропромышленный комплекс занимает важное место в экономике. Однако сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность сталкиваются с проблемой нехватки высококвалифицированных специалистов. Система подготовки кадров требует пересмотра, особенно в области биотехнологий, генетики и селекции, а также биоинформатики. Это делает открытие агроклассов особенно актуальным», — отметили в СКФУ.
На пользу всей отрасли
Директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Азамат Тлисов рассказал РБК Кавказ, что профильные классы или группы, которые дают возможность познакомиться с профессиональной траекторией, имеют большой потенциал.
«Такие идеи и форматы применяются в разных регионах. Например, в Карачаево-Черкесии один из крупных производителей строительных материалов, Хабезский гипсовый завод, готов на своей площадке разворачивать для колледжей подготовку специалистов не только в области переработки стройматериалов, но и химии. Такая же модель работает в моногороде Невинномысске», — рассказал эксперт.
По словам Тлисова, работая в коллаборациях с учебными учреждениями, компании готовят специалистов именно для своей экосистемы. Уровень отсева в таких случаях очень высок, предприятия выбирают для себя лучших из лучших.
«Но, по факту, компания в целом работает на отрасль. В этом плане мы столкнулись с ситуацией, когда интересы конкретного предприятия не могут решаться в отрыве от развития целого направления. Поэтому создание таких агроклассов по примеру Дагестана очень актуально. С точки зрения организации, конечно, снижается коэффициент полезного действия, рентабельность вложенных средств. Но, с другой стороны, таким образом компании развивают отрасль гораздо шире, чем их узкопрофессиональные интересы», — сказал Тлисов.