ProКадры, 08 сен, 08:30

«Стеклянный потолок» трещит: женщины Юга все чаще попадают в руководство

Читать в полной версии
Фото: Freepik

В августе 2025 года аналитики платформы hh.ru провели исследование «Женщины на рынке труда» (имеется в распоряжении редакции РБК Кавказ). Согласно статистическим данным, количество сфер экономики в России, где доля женщин-руководителей превышает 50%, в январе-июле этого года впервые достигла 11. Среди топ-3 отраслей, в которых гендерное меньшинство пробило «стеклянный потолок» на руководящих должностях: маркетинг и реклама, спорт и салоны красоты, страхование. В том, как складывается ситуация с преодолением половых барьеров в южных регионах РФ, РБК Кавказ разбирался вместе с экспертами.

Трещины на «стеклянном потолке» Юга

Помимо упомянутых направлений, более половины женщин-руководителей трудятся в сферах «административный персонал» (53%), «финансы и бухгалтерия» (55%), «домашний и обслуживающий персонал» (56%), «медицина и фармацевтика» (57%), «искусство, развлечения и массмедиа» (58%), «наука и образование» (59%), «розничная торговля» (62%) и «управление персоналом» (72%).

«Стеклянный потолок» — термин, который описывает сложность представителям различных меньшинств достигать высших руководящих и высокооплачиваемых должностей в профессиональных сферах

Как сообщили РБК Кавказ в hh.ru «Юг», в южных регионах России тренд тоже прослеживается, хоть и не на столько активно в сравнении с общероссийскими показателями. Так, за январь—август 2025 года в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях женщины-соискатели из профобласти «высший и средний менеджмент» чуть чаще получали приглашения от работодателей, чем соискатели-мужчины. На Дону среднее число приглашений женщин работодателями составило 2,86 (мужчин — 2,74), на Кубани — 2,37 (2,23), в Ставрополье — 2,11 (2,05).

Приоритеты

По словам генерального директора фонда «Вольное дело-Юг» Галины Ратниковой, активное продвижение женщин на руководящих должностях в регионах Юга наблюдается в образовательной сфере, в производственной отрасли, в сфере торговли и экспорта.

Как отметила председатель комитета по развитию женского предпринимательства РOО «Опора России» Ирина Даньшина, все чаще жительницы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольском края становятся руководителями в финансовом секторе, малом и среднем бизнесе торговли и услуг.

«Мои наблюдения показывают, что безусловно это — финансовый сектор (банки, страхование, бухгалтерия). Здесь особенно заметен рост женщин-руководителей. Южные регионы имеют развитую сеть филиалов банков и микрофинансовых организаций, где женское лидерство проявляется в управлении офисами и региональными подразделениями. Также это социальная сфера и образование. Это традиционно «женские» отрасли, но сейчас женщины выходят на уровень руководителей детских садов, школ, колледжей, а также возглавляют проекты НКО, ориентированные на поддержку семей, детей, культуры. Сфера красоты, фитнеса, здоровья. В Краснодарском крае и Ставрополье — курортные зоны, санаторно-оздоровительные комплексы, женское лидерство активно проявляется в управлении сетевыми салонами, wellness-центрами, SPA, а также в медицинских клиниках», — поделилась Даньшина.

По мнению вице-президента Союза женщин России, заместителя председателя совета Добро.рф Марии Афониной, женщины часто демонстрируют лучшие показатели в управлении человеческими ресурсами благодаря развитым коммуникативным навыкам, эмпатии и внимательности к деталям, а поэтому сфера управление персоналом для них является одной из перспективных в плане руководства.

«Также можно говорить о розничной торговле: здесь важен эмоциональный интеллект и способность выстраивать доверительные отношения с клиентами и сотрудниками, что соответствует сильным сторонам многих женщин. Медицина и фармацевтика: эта отрасль требует внимания к пациентам, заботы и понимания, что исторически ассоциируется с женщинами. Искусство и массмедиа: креативные индустрии становятся все более открытыми для женских талантов, и многие успешные женщины реализуют себя в роли руководителей креативных коллективов», — поделилась Афонина.

Soft skills

По словам экспертов, для женщин сложности в первую очередь относятся к их готовности занимать те или иные руководящие позиции. Это часто связано с рабочим графиком, совмещением высокой профессиональной занятости, темпов и своих семейных обязанностей. Традиционно, все то, что связано с детьми, очень часто ложится на плечи женщины.

«Я думаю, что и мужчины все больше поддерживают карьерные амбиции своих жен и помогают облегчить их быт. И нашим женщинам это удается все успешнее. Если говорить о прогнозах, то этот процесс будет продолжаться потому, что являясь сама руководителем профильного комитета, общаясь с большим количеством женщин-предпринимателей, руководителей, могу сказать, что у них очень серьезный настрой. Они будут претендовать на руководящие позиции в самых разных нишах и в госсекторе, и в различных производственных отраслях, и этот рост будет происходить в дальнейшем. Если говорить о наиболее перспективных отраслях на ближайшие годы, я считаю, что такими отраслями является отрасль креативной индустрии. Сейчас эта тема весьма актуальна», — поделилась Галина Ратникова.

В свою очередь Ирина Даньшина основными барьерами на пути к высоким должностям отмечает традиционные стереотипы. Ожидание, что руководитель — это «жесткий мужчина». Раньше такие установки были сильнее, но сейчас, по мнению специалиста, они постепенно уходят, особенно в сфере услуг и образования.

В целом по рынку РФ, в январе-июле 2025 года, ожидаемые зарплаты у женщин все еще гораздо ниже, чем у мужчин. Тут наибольший разрыв отмечен в сфере информационных технологий, где в среднем мужчины получают 125 тыс. руб. (почти в 2 раза выше предлагаемой зарплаты для женщин), в сфере добычи сырья — 116,4 тыс. руб. против 72,1 тыс. руб., в сфере продаж — 94,7 тыс. руб. против 59,2 тыс. руб.

«Для женщин в южных регионах вопрос совмещения карьеры и материнства остается сложным. Однако развитие детской инфраструктуры и поддержка работодателей (гибкий график, удаленка) частично снимают барьеры. Также возникают сложности с ограниченным доступом к крупным инвестициям. В малом бизнесе женщины чувствуют себя уверенно, но для выхода в масштабные проекты или промышленность до сих пор сложнее привлечь капитал и партнеров. Есть и сетевые барьеры. Это когда традиционно мужские бизнес-сообщества (строительство, АПК, промышленность) медленнее принимают женщин. Но появление женских бизнес-клубов и форумов заметно улучшает ситуацию», — отметила Даньшина

Она добавила, что рост доли женщин-руководителей на юге продолжится. Особенно в тех сферах, где развивается рынок услуг (образование, медицина, фитнес, креативная экономика, IT-сервисы). Тут, по мнению эксперта, факторами роста станут: активная цифровизация бизнеса (женщинам проще запускать и управлять онлайн-проектами), тренд на социальное предпринимательство и ESG-инициативы (женщины активно входят в эти ниши), усиливающаяся роль soft skills (коммуникации, командная работа, гибкость), где женщины часто успешнее.

«Несмотря на постепенное изменение сознания общества, некоторые работодатели продолжают воспринимать женщину, скорее, как сотрудника среднего звена или линейного руководителя, нежели руководителя высшего уровня. Кроме того, для многих женщин важным остается баланс между работой и личной жизнью, и руководители организаций нередко сомневаются в возможности сочетать обе сферы без ущерба качеству работы. Еще один из факторов — недостаточная поддержка внутри коллектива: некоторые сотрудники-мужчины воспринимают появление женщин на высоких постах негативно, что затрудняет интеграцию нового лидера», — считает Мария Афонина.

Навстречу женщине

Вице-президент Союза женщин России отметила, что за последние годы произошли важные изменения, помогающие преодолеть эти проблемы. Например, были расширены правовые нормы: законодательство стало строже защищать права женщин на работе, снижая риски дискриминации. Начали создаваться тренинги и программы наставничества специально для женщин, что способствует их профессиональному росту и уверенности в себе.

«Прогноз благоприятный. Количество женщин на руководящих позициях будет продолжать расти. Этому процессу будут способствовать несколько факторов. Первый из них — повышение интереса к образованию: все большее число женщин стремится повысить свою квалификацию. Растущие требования рынка труда: современная экономика нуждается в инновационных подходах, гибкости и творческом мышлении, что соответствует природным качествам женщин. Активизация женских движений: благодаря повышению активности сетей и союзов женщин-предпринимателей и менеджеров, растет уверенность женщин в своих силах. Кроме того, российские компании постепенно адаптируются к изменениям и начинают лучше учитывать потребности сотрудников-женщин, создавая условия для комфортного совмещения карьеры и семьи», — заключила Афонина.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохом
Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
На какие пять важных мелочей вы не обращаете внимания в рабочей переписке
Минфин собрал заявки на дебютные ОФЗ в юанях. Стоит ли их покупать
Как продвигать частную школу в России