Кавказ, 09 авг 2023, 18:35

Не могут попасть в сети: выгодно ли издавать книги в ЮФО и СКФО

Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

Рынок книгоиздательства на юге России небольшой. Тиражи каждой издаваемой книги в среднем не более 1 тыс. экземпляров. Локальным изданиям все сложнее конкурировать с федеральными монополистами, рассказали РБК Краснодар участники издательского рынка

Трудности местных изданий

Директор издательского дома «Периодика Ставрополья» Алла Абастова сообщила, что рынок края небольшой и представлен исключительно частными издательствами. Большинство из них впускают красочные альбомы о предприятиях, учреждения, деловых людях. Но это разовые продукты. Они издаются, как правило, к какой-то дате.

«Есть маленькие издательства, которые работают с авторами. К нам также они приходят. В основном это творческие люди, журналисты. Я не слышала, чтобы в Ставропольском крае издательства выпускали произведения писателей, занимались реализацией их книг. В основном книги издают сами авторы: находят спонсоров или издаются на свои средства», — говорит Абастова.

Директор краснодарского издательства «Традиция» Надежда Мартынова отмечает, что в регионе очень мало издательств, готовых взяться за выпуск и продвижение книг авторов. На Кубани, как правило, писатель обращается к издателям, чтобы те помогли ему выпустить книгу за его счет. В такой ситуации редактура, корректура издания проходит поверхностно. Иногда книге даже не присваивается Международный стандартный книжный номер (ISBN).

«Сейчас в Краснодарском крае тираж в тысячу экземпляров считается уже большим. Многие авторы печатают свои книги тиражом 100 экземпляров. Но если выпускать книгу по всем правилам, надо за присвоение ей ISBN отправить 16 книг в Российскую книжную палату. Еще две отдать в Краевую библиотеку имени Пушкина. Около 95% наших книг выпускает издательство, выплачивая потом писателям процент с продаж, 5% выпускают сами авторы», — рассказала Мартынова.

Директор издательства говорит, что на Кубани издательства не могут себе позволить выпускать за свой счет книги в больших объемах. Себестоимость книг в регионе с каждым годом повышается на 15%. Около 70% стоимости книги занимает полиграфия.

Мартынова замечает, что если издательство вкладывается в выпуск, между ним и автором заключается договор на предоставление исключительного авторского права. Так издатель оберегает себя от рисков, когда книга печатается в нескольких издательствах, что осложняет ее реализацию.

«Помимо нашего издательства я знаю еще пару тех в Краснодарском крае, кто выпускает книги за свой счет и выплачивают авторский гонорар. Он колеблется в районе 5%. Это совершенно небольшие суммы. Прожить на них невозможно. Чтобы получать приличные гонорары, надо выпускать бестселлеры, которые бы раскупались многотысячными тиражами по всей стране. Такое под силу лишь крупнейшим издательским компаниям», — рассказала Мартынова.

Важной проблемой на Кубани, по мнению директора «Традиции», является реализация книг. Локальному автору в сетевые магазины пробиться невозможно, они предпочитают работать с крупными издательствами. Сети опасаются, что не продадут местные книги. Если краеведческая, историческая региональная литература еще может как-то попасть на их полки, то художественные произведения там практически непродаваемы.

«Наше издательство реализует свои книги через свои сети. Широко используется маркетплейс, интернет. Лучше всего продается подарочная, краеведческая, историческая литература. Мы хотели зайти в один известный онлайн-магазин книг в России. Но оказалось, у них очень сложные расчеты с поставщиками. К тому же там проходят большие скидочные акции, которые невыгодны издателю. Кубанский издательский рынок просто мизерный. Главную роль здесь играют крупные федеральные компании, которым неинтересны региональные издания», — сказала Мартынова.

Директор «Традиции» полагает, что ситуацию могла бы исправить государственная поддержка местных издательств. Государство должно выделять средства и авторам для издания, считает Мартынова.

Пробиться на полки

Председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светлана Макарова отмечает, что зайдя в регионы, книжные сети задавили местные издательства. Они не принимали локальную продукцию. Их интересуют лишь крупные игроки рынка.

«Мы, авторы, пытались сами зайти в крупные книжные сети, это оказалось невозможно сделать. Какое-то время на Кубани существовали независимые книжные магазины, но крупные сети и их задавили», — рассказала Макарова.

Председатель правления отделения Союза писателей России отмечает, что сейчас на Кубани после издания книги ее некуда сдать: нет площадок для продаж. Поэтому издательства не берутся вкладываться в выпуск, в Краснодарском крае 95% авторов издают свои книги сами.

«Лишь 2% кубанских писателей могут заинтересовать издателя. Например, меня издавало российское-немецкое издательство «Амадеус». Сейчас на всю страну прогремело произведение Людмилы Бирюк «Поручик Державин». Эту книгу выпустило издательство «Вече». Издаются книги Валерия Ильяхова об античности. Насколько я знаю, сейчас его роман готовится в печать. Сергей Левин из Анапы пишет в жанре детской литературы, которая еще как-то покупается. Авторы получают копейки авторских гонораров. И такая ситуация не только в провинции, но и в Москве. Иногда гонорар автора составляет в прямом смысле 10 книг», — рассказала Макарова.

Писатель замечает, что крупные федеральные издательства зачастую требуют от автора соблюдать их формат. Произведения должны соответствовать выпускаемой серии. Предпочтение отдается так называемому «пляжному чтиву»: ужасам, детективам, женским романам.

Pro
Зачет требований по контрактам ВЭД. Что нужно знать о новых правилах
Pro
Синдром хронической усталости: что за «зверь» и как его укротить
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
10 худших российских акций в 2024 году: стоит ли их покупать на просадке
Pro
Психолог Эрик Берн 19 лет изучал, как устроены группы. Вот что он выяснил
Pro
Как калифорнийский стартап пытается создать iPhone в мире роботов
Pro
Не повторяйте ошибок IKEA: культурный код как оружие в борьбе за рынки
Pro
Поставщик из дружественной страны тоже может обмануть. Что учесть заранее