Первый морской: почему курорт на Каспии составит конкуренцию Кубани
О планах реализации проекта по строительству инфраструктуры с отелями на побережье Каспийского моря на юге республики Дагестан разговоры велись уже давно, подобный проект обсуждался с 2010 года на разных уровнях.
Новый этап начался в 2021 году, когда туристические проекты СКФО перешли под управление Кавказ.РФ — единого института развития Северо-Кавказского федерального округа, созданного на базе АО «Курорты Северного Кавказа». Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Каспийский прибрежный кластер» — первый морской курорт, который строит и развивает компания.
«В границах особой экономической зоны появится большой морской курорт, над проектом работает институт развития Кавказ.РФ. У компании уже есть большой опыт возведения горнолыжных кластеров и работы с резидентами. Алгоритм создания курорта тот же, что мы используем и в других особых экономических зонах туристско-рекреационного типа. Государство создает условия: инфраструктуру в первую очередь, а бизнес концентрирует усилия на формировании сервисов, качественных и востребованных туристических продуктов», — отмечал Александр Новак, заместитель председателя правительства РФ.
Территория рядом с Дербентом была выбрала в качестве пилотной, так как обладает всеми предпосылками для создания крупного туристического центра региона, отметил глава минэкономразвития РФ Максим Решетников.
«Здесь высокая концентрация исторических и природных памятников, горы и море с протяженной пляжной линией, теплый климат. Современная туристская инфраструктура, которая будет построена на территории ОЭЗ, позволит значительно повысить турпоток в Дагестан и макрорегион в целом, улучшить инвестиционный климат республики», — комментировал глава федерального ведомства.
Кавказ.РФ в декабре 2022 года вместе с Минэкономразвития России и правительством Дагестана запустил процесс разработки концепции развития территории особой экономической зоны, на которой и будет располагаться кластер. Летом 2023 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко назвал его в числе проектов федерального значения, которые планируется построить в России к 2030 году.
«Создана особая экономическая зона, инвесторам предлагается использовать все возможные меры господдержки: субсидирование кредитов на постройку гостиниц, участие в программе по модульным отелям и т. п. Это позволяет нам вместе с регионом активно привлекать резидентов. Уже более десяти крупных компаний проявляют интерес к будущему курорту, с пятью инвесторами подписаны соглашения о намерениях. Они сейчас дорабатывают концепции своих объектов вместе с нашим проектировщиком. Мы очень верим в этот проект: побережье Каспия отличается теплым климатом, протяженными песчаными пляжами», — комментировал генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов.
От детского центра до яхтенной марины
Кластер создается на территории в 259 га в Дербентском районе. Власти региона и Кавказ.РФ провели инвентаризацию земель, подготовили проект планировки территории и концепцию развития будущего курорта. Проектные и строительные работы планируется начать в 2024 году, а первых туристов локация примет уже в 2027-м. Все очереди введут к 2036 году.
Бюджетные инвестиции в проект составят 12 млрд руб., внебюджетные — 64 млрд руб.
Всего планируется создать 479 объектов туристической инфраструктуры, в том числе 25 гостиниц различной звездности на 14 тыс. мест размещения и санаторно-курортный комплекс на 680 мест. Обслуживание потребует порядка 7 тыс. новых рабочих мест, рассказала главный архитектор Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Елена Хазыкова. По ее словам, в рамках проекта даны предложения по возможному использованию прибрежной части и акватории Каспийского моря: предлагается разместить многофункциональный центр водных развлечений и яхтенной марины, включающей кафе, рестораны, магазины, причалы для лодок.
Для курорта был разработан единый архитектурный код, в основе которого — сочетание современных технологий и традиций региона: натуральные материалы, панорамное остекление, плоские крыши и иные технологичные решения.
Одним из этапов развития кластера станет Всероссийский детский центр «Дагестан» на площади 100 га. На его территории разместят многофункциональный образовательно-развивающий комплекс, спортивный центр, спальные корпуса, столовую, медблок, объекты размещения персонала, универсальные спортивные площадки, парки, пляжную зону. Крупные объекты развлекательного назначения (аквапарк, детский многофункциональный и водный центры), объекты экстренных служб, расположенные на территории Каспийского прибрежного кластера, будут ориентированы на обслуживание детского центра.
Курс на мировой уровень
При разработке проекта туристического кластера перед проектировщиками стояла задача создания на берегу Каспийского моря курорта мирового уровня. Требовалось учитывать международный и российский опыт, действующие нормы и стандарты.
«У нас в проекте есть большое преимущество, но в этом и сложность задачи — создание курорта с нуля, практически в чистом поле. Это позволяет нам продумать единую архитектурную концепцию, грамотно распланировать территорию — сделать курорт удобным, безопасным и красивым. Сложность в том, что на территории нет сетей инженерного обеспечения. Все придется проектировать и строить единовременно», — прокомментировал глава Кавказ.РФ Андрей Юмшанов.
По словам Хазыковой, проектировщики изучили опыт создания российских курортов. Преимущественно это объекты Краснодарского края и Крыма (Сочи, Адлер, Алушта, Геленджик, Ялта), зарубежный опыт — Турция, ОАЭ, Европа и т.д.
«Решались вопросы, касающиеся динамики и прогнозов туристического потока, оптимальной номерной емкости курорта, соотношения гостиниц разного ценового сегмента и звездности, возможности максимального охвата туристов со всеми бюджетами», — отмечала Хазыкова.
Точка отсчета
Вторая особенность проекта — необходимость не только спроектировать инфраструктуру внутри территории с расчетом потребности при достижении прогнозных показателей, но и увязать ее с внешней инфраструктурой.
«Мы проектировали территорию с чистого листа. Самые важные вопросы были связаны с проработкой внешней инфраструктуры курорта, хотя данные задачи не входили в предмет разработки проекта. Однако необходимо было понимать как туристы будут попадать на территорию курорта, какими видами транспорта, чтобы это было быстро и комфортно, каким образом можно обеспечить парковочные места с учетом нормативной доступности гостиничных комплексов и объектов отдыха и развлечения — все эти вопросы приходилось прорабатывать с профильными министерствами республики Дагестан, федеральными министерствами, Кавказ.РФ и так далее. Необходимо было предусмотреть все», — отмечает представитель проектной организации.
В проекте рассматривались варианты использования различных видов транспорта для обеспечения доступности курорта, например, создание транспортно-пересадочного узла в районе ж/д станции «Дагестанские огни» с реконструкцией ж/д вокзала. Его предложили сделать транспортным хабом, где пассажиры, прибывшие поездами, пересаживались бы на туристические автобусы и таким образом могли быстро и комфортно добираться до курорта.
Не только транспорт
Вторая задача, которую решали проектировщики вместе с властями — обеспечение кластера централизованными системами водо-, газо, -тепло-, электроснабжения и водоотведения. Все необходимо было решать с «нуля», так как инженерная инфраструктура на территории отсутствовала. Поэтому совместно с властями прорабатывались вопросы состояния головных источников снабжения, определялись объемы реконструкции или нового строительства объектов и инженерных сетей.
«Мы комплексно подошли к проектированию территории. Практически каждый вопрос требовал оценки того, как новый курорт впишется в существующую инфраструктуру республики, что необходимо сделать по ее модернизации и постоянного диалога с властями: какое финансирование потребуется, в какие федеральные и региональные программы требуется внести изменения, за счет каких средств будут «расшиваться» узкие места, в том числе и по обеспечению централизованного снабжения будущего курорта», — отмечает Елена Хазыкова.
Точки роста
У подобных проектов на новых территориях есть ряд преимуществ. В перспективе они обеспечат прорывное развитие российской туристической инфраструктуры, став достойной альтернативой не только Черноморскому побережью, но и ряду привычных отечественному туристу зарубежных направлений, считает Александр Зальцман, руководитель проектов архитектурного бюро Citymakers. В таких кластерах обеспечивается появление линейки туристских продуктов разной ценовой категории — от эконома до «бутиковых» решений. Более того, в перспективе подобные комплексные территории поднимут общий уровень сервиса и благоустройства курортов.
«Курорты с созданной с нуля инфраструктурой, благоустройством, сервисами и социально-культурными объектами поднимут планку требований к развитию территорий классических курортов на черноморском и каспийском побережьях и, весьма вероятно, обнажат их проблемы. Со временем это приведет к улучшению старых курортов из-за усиливающейся конкуренции со стороны новых. Уже сейчас у них есть очевидные преимущества. Это, например, инженерная инфраструктура: на многих курортах есть проблемы с водоснабжением, канализацией, кондиционированием жилого, гостиничного фонда и даже общественных объектов», — комментирует Зальцман.
Но оборотная сторона этого преимущества — сложность задачи и ее дороговизна, отмечает эксперт. С этим связан ряд рисков: в частности, зависимость от готовности инвесторов заходить на территорию с масштабными проектами. Но если будет реализована часть, это даст толчок развитию не только кластеру, но и всей территории.
«Развитие такого проекта — дело многих людей и времени. Мы надеемся, что он сможет собрать вокруг себя экспертов, предпринимателей, и жителей региона, чтобы в диалоге с архитекторами и урбанистами создать привлекательную и насыщенную среду, «обрасти» сообществом малых предпринимателей и получить международный уровень качества архитектуры, ландшафта и социокультурного наполнения», — считает представитель архитектурного бюро.
Мультипликативный эффект мега-проектов
Такие проекты помогут закрыть дефицит предложения в сегменте пляжного туризма — этот вид отдыха остается самым популярным, отмечает президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
«Наши курорты испытывают существенный дефицит предложения. Я считаю, что развитие новых проектов, которые сейчас обсуждаются в рамках реализации программы «Пять морей», куда входит, в том числе, Каспийский кластер, обладает значительным потенциалом», — отмечает эксперт.
По его оценкам, локация выбрана не случайно: Каспийское море недооценено. Там есть перспективные локации, со всеми условиями для реализации масштабных проектов. Одним из существенных преимуществ является отсутствие стихийной застройки.
«Главный ключевой потенциал территории — отсутствие стихийной застройки, которая, к сожалению, присутствует на большинстве территорий Краснодарского края и Крыма. Поэтому в этом отношении Каспийское побережье обладает большим потенциалом. Кроме того, это теплое и неглубокое море, где хорошо можно реализовать сетку семейных курортов, детских курортов. Ну, и конечно, транспортная доступность, близость к достопримечательностям, которые позволяют формировать разнообразные формы отдыха, продукты — это дополнительные преимущества», — считает Уманский.
Эксперты сходятся во мнении, что курорт окажет влияние на всю туристическую сферу страны, но одним из бенефициаров станет, конечно же, Дербент, отмечает главный архитектор города Иса Магомедов. По его словам, реализация такого глобального проекта увеличит количество туристов в городе. Будет расти общий трафик.
«Люди, которые получат курортные услуги на побережье Каспия в непосредственной близости к Дербенту, обязательно будут посещать его как туристы не только в дневное, но и в вечернее время и увеличат туристический поток и трафик. В целом, история с развитием курортного отдыха в южном Дагестане добавляет привлекательности непосредственно самому древнему городу», — считает Магомедов.
Подобные Каспийскому прибрежному кластеру проекты всегда оказывают мультипликативный эффект на прилегающие территории, считает основатель Derevo Park Андрей Кочетов.
«Даже обычная зеленая зона, качественный парк становятся точкой притяжения, привлекающей малый бизнес, частных инвесторов и застройщиков. Рядом дорожает земля, появляется жилая застройка, растет привлекательность территорий не только для отдыха, но и для жизни. Курорт такого масштаба, как Каспийский прибрежный кластер, даст масштабный мультипликативный эффект», — отмечает эксперт.
Этот и другие материалы читайте в первом номере журнала РБК+Кавказ