В СКФО почти половина работников заняты в неформальном секторе экономики
В регионах Северо-Кавказского федерального округа почти половина работников заняты в неформальном секторе экономики. Об этом говорится в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Работа в неформальном секторе может быть постоянной или являться временной подработкой, при этом человек может совмещать работу в неформальном и формальном сегментах. Неформальный сектор не идентичен теневой экономике. Деятельность таких предприятий не обязательно связана с преднамеренным уклонением от налогов и другими нарушениями. При этом в неформальном секторе трудовые отношения могут как официально оформляться, так и нет.
В целом по округу за второй квартал 2021 года неформально занятыми считают 1,8 млн человек. Они составляют 45,5% от общего числа работников. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года фиксируется рост неформального сектора. Так, во втором квартале 2020 года таких работников в СКФО было 1,5 млн человек и они составляли 40,1% от рынка.
Лидером по доле занятых в неформальном секторе экономики во втором квартале текущего года среди регионов СКФО стала Ингушетия. Там доля таких работников составляет 53,1% от общего числа. На втором месте с показателем 52,9% расположилась Чечня, на третьем — Кабардино-Балкария (49,5%). Авторы исследования отмечают, что доля неформально занятых выше в тех регионах, в которых фиксируется низкий уровень жизни. СКФО и Юг России входят в число таких территорий.
В целом по России во втором квартале текущего года число занятых в неформальном секторе экономики приблизилось к 15 млн человек. По отношению к аналогичному периоду прошлого года оно выросло на 1,5 млн человек. По данным авторов исследования, особенно широко неформальная занятость распространена в регионах с невысоким уровнем жизни граждан.
Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова считает, что сейчас рост неформальной занятости отчасти подпитывается увеличением числа как зарегистрированных, так и продолжающих оставаться в тени самозанятых.
«Возросло и количество сотрудников индивидуальных предпринимателей при одновременном сокращении самих ИП — в связи с частичным переходом последних в статус тех же самозанятых. Кроме того, в Россию начали возвращаться трудовые мигранты, значительная часть которых работает в неформальном секторе в сельском хозяйстве и на стройках. Наконец, происходит восстановление сферы торговли и услуг, где заметная доля также относится к неформальному сегменту», — говорит она.