Кавказ, 16 июл 2021, 17:31

Курорты и удвоение турпотока: что известно о создании ОЭЗ в Железноводске

Читать в полной версии
Фото: Матыцин Валерий/ТАСС

Власти Железноводска 14 июля 2021 года сообщили о том, что в городе появится особая экономическая зона.

В частности, на двух инвестиционных площадках, у подножия горы Развалки и около Курортного озера «30’Ка», будут созданы специальные льготные налоговые условия для инвестиций в санаторно-курортный комплекс. Потенциальные инвесторы получат льготные преимущества по налогам на прибыль, имущество, землю, а также на тарифы по страховым взносам.

Что, где, когда

В пресс-службе администрации города-курорта РБК Кавказ уточнили, что особую экономическую зону на территории Железноводска создадут к 2023 году. Сейчас заявка проходит заключительный этап формирования и в ближайшее время будет направлена в Министерство экономического развития РФ.

Общая площадь ОЭЗ предположительно составит 150 га. Указанные площадки смогут вместить до 25 резидентов (25 санаторно-курортных учреждений общей емкостью до 7 тыс. койко-мест). Объем планируемых частных инвестиций — до 35 млрд рублей, государственных инвестиций — до 6 млрд рублей. Предполагается создание около 6 тыс. рабочих мест.

В администрации также отмечают, что за счет частных инвестиций планируется строительство санаторно-курортных и гостиничных учреждений. За счет государственных — предполагается создание канатной дороги на гору Железная и Развалка, расширение Курортного парка до 1,2 тыс. га, реконструкция озера Кассас, подведение инженерных коммуникаций к инвестиционным площадкам.

Резидентами ОЭЗ могут стать как местные инвесторы, так и крупные сети, в том числе международные компании. Инвесторы будут строить новые объекты курортной инфраструктуры.

В администрации Железноводска добавили, что получить статус резидента ОЭЗ изъявили готовность уже около десятка инвесторов, но их имена пока не озвучиваются.

«На сегодняшний день емкость курорта — около 6,5 тыс. койко-мест. Муниципалитет планирует вдвое увеличить коечную емкость за счет строительства новых коллективных средств размещения и формирования новой курортной инфраструктуры. Главной целью является увеличение числа отдыхающих в санаториях в два раза и иных видов туристов в пять раз», — заявили в мэрии города.

Курорты не вписались в стандарт

Директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов считает, что намерения властей Железноводска по созданию особых условий для инвесторов позволит привлечь в город дополнительные ресурсы на развитие курорта, создание новых бизнес-проектов, расширение оказываемых услуг и сервисов.

«Железноводск уже сейчас является одним из ярких центров притяжения отдыхающих со всей страны. Концепция «умного» города, продвигаемая администрацией, дает свои плоды и заслуженно получает одобрение как жителей, так и отдыхающих. Постоянный поиск новых форматов делает Железноводск интересным с точки зрения регулярного посещения. Конкурсы, фестивали, различные просветительские проекты, проводимые в городе, позволяют наполнить отдых и оздоровление гостей курорта яркими и запоминающимися событиями. Вместе с тем, необходимо укрепление экономической составляющей, привлечение новых инвесторов и поддержка уже реализуемых бизнес-проектов», — рассказал Тлисов РБК Кавказ.

По его мнению, в этом плане инструменты особой экономической зоны позволяют существенно облегчить старт и развитие бизнеса, апробировать новые форматы и концепции. Кроме того, специальные налоговые режимы, предполагаемые для резидентов, обеспечивают приход новых игроков, и более быстрое развитие уже существующих проектов.

«В связи с чем идея создания особой экономической зоны в рамках курортных центров является весьма востребованной и своевременной. Подобный опыт широко распространен за рубежом и, в частности, в курортных агломерациях. Он заслуживает внимания с целью более широкого внедрения в России», — добавил Тлисов.

Политконсультант Дмитрий Фетисов написал в своем Telegram-канале о том, что данный проект необычен тем, что в основном ОЭЗ распространяется на территории с промышленными предприятиями, тут же речь идет о курортной сфере.

«Но, учитывая, что Железноводск итак последние годы стремительно развивается, то на его примере за счет ОЭЗ мы можем получить успешные туристические практики и для других территорий», — сказано в сообщении Фетисова.

Старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова также считает, что полноценной экономической зоной такую идею назвать сложно. По ее словам, тогда бы на этой территории располагались не только предприятия санаторно-курортного назначения, но и многие другие.

«Но пусть так, формулировка не отменяет организации удобных и комфортных условий для развития рекреационных комплексов. Особая экономическая зона предполагает наличие льготных налоговых условий, многоступенчатой поддержки региональных властей и помощи с созданием инфраструктуры. Для Железноводска это хорошее решение, однако, для реализации намерений потребуется много времени: отели с мировыми брендами сюда не зайдут, а для региональных игроков слишком мало доступа к заметному капиталу», — отметила она.

Аналитик предположила, что, если идея сработает, то ее экономический эффект окажется вполне выраженным.

«Это постоянные рабочие места с полной занятостью, вся логистическая цепочка, загрузка заказами местных производителей продуктов питания. Плюс налоги, часть которых вполне пополнит местный бюджет, а также инфраструктура, которая точно потребует совершенствования и обновления», — заключила Бодрова.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам