ProВузы, 17 мая, 15:00

Кадры для реальной экономики: вузы ЮФО и СКФО о новой модели образования

К 2026 году в России более чем в тысяче вузов будет внедрена уникальная модель высшего образования. Вузы ЮФО и СКФО в целом готовы к нововведениям
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

К 2026 году в России более чем в тысяче вузов будет внедрена уникальная модель высшего образования, сообщил и.о. вице-премьера Дмитрий Чернышенко на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию. Она предполагает два уровня: базовый (срок освоения — четыре-шесть лет) и специализированный (магистратура — один-три года, ординатура, ассистентура-стажировка). Аспирантура отнесена к профессиональному образованию.

С мая 2023 года пилотный проект по внедрению новой модели уже реализуется в шести вузах РФ. Это МАИ, НИТУ МИСИС, МПГУ, Балтийский федеральный университет, Петербургский горный университет и Томский госуниверситет (ТГУ).

Как рассказал РБК Кавказ проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков, сегодня по новой модели в вузе уже работают 13 программ, Студенты пилотных программ получат образование в области беспилотных авиационных систем, цифрового маркетинга, юриспруденции, программной инженерии, журналистики и новых медиа и ряду других направлений. Со следующего учебного года их число увеличится еще на 30.

По его словам, в разработке новой модели образования университет ориентируется на Национальную рамку квалификаций, сделан упор на практикоориентированность, работу с партнерами.

«Это гарантирует, что выпускники основного высшего образования будут готовы к выходу на рынок труда — и актуальный, и тот, который может сформироваться в будущем. При этом у студентов будет возможность продолжить образование на следующем уровне — специализированном высшем. Он может существовать не во всех университетах и быть реализован, например, как профессиональная школа, как программа по постановке управленческих, исследовательских, междисциплинарных или предпринимательских навыков», — рассказал Луков.

Новые стандарты высшего образования

Опрошенные РБК Кавказ вузы ЮФО и СКФО в целом готовы к переходу на новую модель высшего образования.

«Уверены, что новая модель высшего образования не потребует глобального переустройства учебного процесса. Все корректировки будут внесены оперативно с соблюдением всех регламентов профильного министерства», — прокомментировал проректор по образовательной деятельности Северо-Кавказского федерального университета Василий Иванов.

Ректор Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданов отметил, что потребуется большая работа именно технического характера, поскольку речь идет о новых программах и новых стандартах. О необходимости разработать и утвердить соответствующие образовательные стандарты для достижения эффективных результатов от предстоящих нововведений заявил также и.о. ректора Кубанского государственного технологического университета Игорь Лагерев.

Говоря о возможных преимуществах уникальной образовательной модели, многими вузами выделено улучшение качества высшего образования.

«При применении комплексного подхода и реализации предложенных изменений качество образования улучшится значительно. Эффективное применение механизмов гибкого реагирования на изменения рынка труда позволит нам лучше подготавливать студентов. Например, в Институте компьютерных систем и информационной безопасности КубГТУ регулярно адаптируют учебные материалы дисциплин под текущие тренды в IT-сфере. Для преподавателей это стимул для повышения своей квалификации и изучения нового материала», — подчеркнул Игорь Лагерев.

Ректор ДГУ выделил, что следует ожидать улучшений качества образования при 5-6 летних сроках базового обучения при которой некоторые направления станут более узкими, будут давать более глубокую специализацию.

«Предполагается, что в новой системе высшего образования поступать на специализированное высшее смогут в основном только те, кто получил базовое высшее по тому же или смежному профилю. Ведь сегодня, закончив бакалавриат по одному направлению, можно поступить в магистратуру по совершенно другому — далекому от бакалавриата направлению. Качество подготовки выпускника, прошедшего обе ступени высшего образования по одному направлению будет достаточно высоким и гораздо специализированным для работы по специальности», — добавил Муртазали Рабаданов.

В Дагестанском государственном педагогическом университете с новой моделью образования связывают надежды на усовершенствование всей образовательной системы и соответствие потребностям современности.

«Предполагается создание новых учебных программ, новых компетенций, которые будут широко восприняты и рынком, и системой труда, и будут на пользу не только высшему образованию, а самым различным отраслям. При этом момент создания новой системы образования не предполагает разрушение действующих моделей, а наоборот, идет в унисон этому. Попутно будут наращиваться новые компоненты с целью развивать не только педагогическое образование, а образование в целом. То, что участвует педагогический университет в пилотном проекте, это для нас хороший показатель, поскольку совершенствование педагогической системы образования в России происходит, и нам необходима выработка новых моделей, новых форм, которые были бы опорой для нас в будущем», — подчеркнул ректор ДГПУ Нариман Асваров.

Кому на пользу?

В вопросе о том, какие направления эффективнее переводить на новую систему образования, Даггосуниверситет и КубГТУ сошлись во мнении относительно естественно-научных и инженерно-технических специальностей.

«В КубГТУ мы считаем, что все инженерные направления должны быть переведены на новую систему образования. В инженерии важны как фундаментальные знания, так и актуальные прикладные навыки, которые могут быстро устаревать, поэтому важно поддерживать их актуальность», — заявил и.о. ректора вуза.

Муртазали Рабаданов подчеркнул важность применения новой системы образования в естественно-научных и инженерно-технических направлениях.

«Еще в те годы, когда у нас внедрялась двухступенчатая (болонская) система образования бакалавриат-магистратура, ректор МГУ им М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий говорил, что при этой системе падает качество образования именно в естественно-научных направлениях. Потому, кстати, наряду с бакалавриатом появились и специалитеты по естественно-научным направлениям. В частности, у нас идет подготовка по направлению бакалавриата «химия» (4 года) и по специалитету «фундаментальная химия» (5 лет)», — сказал ректор ДГУ.

Двухступенчатая система образования, по его мнению, хорошо зарекомендовала себя во многих гуманитарных направлениях.

А как за границей?

Комментируя сложности, с которыми придется сталкиваться выпускникам российских вузов при устройстве на работу за границей, ректоры университетов отметили, что они зависят только от степени легализации российских дипломов за пределами государства.

«Несмотря на то, что компетенции выпускников востребованы на мировом рынке, законодательство некоторых стран может предъявлять сложные требования к подтверждению квалификации», — сообщил и.о. ректора КубГТУ Игорь Лагерев.

«Между Россией и многими странами мира подписаны соглашения о взаимном признании документов об образовании. Так что особых проблем я не вижу, но я уверен, что наш выпускник, обученный по новой, российской системе высшего образования, будет хорошо подготовлен к практической работе», — подчеркнул ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов.

Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает