Герои Кавказа, 17 июн 2022, 16:48

«Тайна второй Луны»: как развивают астротуризм на Северном Кавказе

Travel Caucasus Group развивает астротуризм на Северном Кавказе. По версии компании, в данном сегменте они занимают не менее 30% федерального рынка
Читать в полной версии
Фото: Travel Caucasus Group

«Лучший бизнес — это всегда хобби»

В 2018 году Кирилл Лазоренко зарегистрировал ИП с основным видом деятельности «туристическое агентство». Сейчас компания называется Travel Caucasus Group и является основной по направлению астротуризма.

Как рассказал РБК Кавказ директор компании Кирилл Лазоренко, изначально наблюдение за звездами было его хобби, которое он превратил в бизнес-идею.

«Лучший бизнес — это всегда хобби. Я сколько себя помню, любил астрономию, изучал ее, ждал каких-то научных открытий. При этом 10-15 лет назад нельзя было скачать приложение, навести его на небо и увидеть созвездия. Я работал, откладывал деньги и купил свой первый телескоп. Даже хотел поступать в астрошколу при МГУ, но там скорее шла речь об изучении астрофизики, это направление было не так интересно», — прокомментировал он.

В 2017 году Лазаренко совместно с друзьями организовал в Ставропольском крае первый астровыезд для знакомых. Именно после этого мероприятия, по его словам, он понял, что это может приносить прибыль.

«Направление астротуризма пока еще достаточно молодое в России, но его популярность нарастает с каждым годом. В 2017 году в число школьных предметов вернули астрономию, что также положительно повлияло на количество людей, которым оно интересно. Более того, астротуризм сейчас развивается вплоть до частных полетов в космос», — добавил он.

Для кого и как проводят астроэкскурсии

По словам Кирилла Лазаренко, решение развивать астротуризм именно на Ставрополье было обосновано еще и географическими особенностями региона. Именно там существуют зоны с самым темным небом в Европе. Там же расположено несколько крупных обсерваторий. Как отметил директор Travel Caucasus Group, у астротуризма на данном этапе достаточно широкая целевая аудитория.

В арсенале турагентства на данный момент имеется несколько проработанных маршрутов. Основным и первым является экскурсия «Тайна второй Луны», которая в 2021 году стала лучшим туром выходного дня в стране по версии премии «Маршруты России». «Мы никогда не ограничиваемся только просмотром звездного неба. Всегда стараемся объединить астротуризм с другими видами туризма. В наших программах есть и дегустация нарзанных источников, и посещение природных памятников. Во время прогулки по Пятигорску мы также говорим об интересных местах города», — говорит Лазаренко.

Рынок, стоимость и конкуренты

По словам директора Travel Caucasus Group, объем вложений в запуск компании в сфере астротуризма достаточно невысок — 2-3 млн рублей. Средства необходимы в первую очередь для закупки оборудования. Как отметил Лазаренко, именно от качества выбранных телескопов и тд зависит качество наблюдения за небесными телами. Он также отметил, что с момента открытия компании вложения уже окупились.

По оценке руководителя компании, на данный момент Travel Caucasus Group занимает 30-40% рынка астротуризма в России.

«Не могу сказать, что у нас на Юге и Северном Кавказе есть какие-то серьезные конкуренты. Да, есть те, кто организует многодневные выезды в Архыз, но не более. Наши конкуренты — это чаще наши клиенты, которые посетили маршруты, и на любительском уровне стали делать нечто подобное», — говорит Лазаренко.

По словам директора Travel Caucasus Group, фирма также развивает направление по продаже оборудования для наблюдения за звездами. Здесь организации принадлежит доля в 10-15% на российском рынке.

Куда двигаться дальше

Как отметил Кирилл Лазаренко, в планах туристической фирмы сейчас выход в другие регионы России. В частности в 2021 году Travel Caucasus Group запустила астроэкскурсии в Крыму. «Сейчас наша цель — Карелия. После этого мы думаем двигаться в сторону Заполярья, чтобы показывать желающим северное сияние. Эти места набирают популярность, там определенно есть перспективы развития», — говорит он. Пока руководство компании прорабатывает финансовые модели, в рамках которых можно было бы осуществить подобный выход в регионы. В числе прочих рассматривается и возможность продажи франшиз. «Наша основная точка роста — это развитие глэмпинга. Можно ставить экоотели в самых темных местах России, чтобы люди могли не только смотреть на звезды, но и оставаться на ночевку», — добавил он.

Перспектива развития астротуризма и популяризация северного направления

Вице-президент Альянса туристических агентств России, и глава сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает, что на данном этапе чистое астронаправление уже вряд ли сможет привлечь туристов. «Астротуризм может быть интересным при совмещении с другими видами туризма. Потому что особого смысла человеку, живущему в северном полушарии ехать в другую точку северного полушария, чтобы увидеть такое же звездное небо, я не вижу. Интереснее, конечно, лететь за несколько тысяч километров, чтобы увидеть небо звездного полушария, но это далеко не всем по карману. Как правило, такие поездки очень дорого стоят», — говорит эксперт. Он также отметил, что перспективой развития астротуризма может стать популяризация северного направления: выезды в Карелию и Заполярье для наблюдений за северным сиянием. «Северное сияние — это диковинка. При этом человек приезжает на неделю в непривычные для него условия. Но здесь должно также совпасть несколько условий, в том числе, чистое небо, чтобы облака не помешали просмотру», — добавил он.

История Travel Caucasus Group входит в спецпроект «Герои РБК Кавказ». С остальными историями проекта можно ознакомиться здесь.

Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват