Взлетная полоса, 17 сен, 11:10

Яна Куринова: в Ростовской области запущена поддержка местных брендов

Директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства — оператора центров «Мой бизнес» Ростовской области Яна Куринова — о новшествах поддержки предпринимательства в регионе.
Читать в полной версии
Фото: РБК ТВ Юг

Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили второй сезон проекта «Взлетная полоса». Он включает в себя серию телевизионных интервью с представителями региональной власти. В рамках проекта зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии — в эфире ведущий РБК ТВ Юг Станислав Бандурка.

Анна Глебова: Несмотря на негативные факторы последних лет (санкции, геополитическая обстановка), количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Ростовской области растет. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Сегодня мы фиксируем максимальную цифру по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства как в Ростовской области, так и в Российской Федерации в целом. На данный момент в стране 6 млн 373 тысячи малых и средних предприятий, в Ростовской области — 179,5 тысяч. Статистика ведется с 2016 года, прирост за это время в нашем регионе составил более 10 тысяч субъектов. Наверное, основной причиной роста является то внимание, которое по поручению Президента России уделяется развитию сектора, в том числе и в Ростовской области — со стороны донского губернатора Василия Юрьевича Голубева.

Еще одна важная тенденция, которая влияет на рост, повышение участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Согласно действующим требованиям, совершать закупки у МСП в рамках 223-ФЗ обязаны все заказчики с госучастием. С 2022 года квота для них составляет 25% от общего объема закупок. Для бизнеса эта сфера очень важна.

Еще одна важная тенденция — рост онлайн-торговли. В последние годы эта сфера все больше захватывает сектор малого предпринимательства. По объему электронной торговли Ростовская область находится на пятом месте в стране. Мы опережаем свои планируемые показатели, поскольку по количеству населения и по числу субъектов МСП мы традиционно занимаем шестое место.

Также очень важно упомянуть еще об одной тенденции — это рост количества брендов. В прошлом году он превысил 31%. Стимулом для их развития стало санкционное давление, с которым столкнулась страна.

Стас Бандурка: В каких сферах появляется больше новых брендов? В какие отрасли предприниматели в Ростовской области заходят активнее всего?

— Более 20% новых брендов созданы в сфере легкой промышленности, производства одежды, обуви. На втором месте, 16,5% — это программные продукты в сфере IT. И третья строчка — бытовая химия.

Анна Глебова: Какие новые инструменты поддержки бизнеса появились в этом году?

— Во-первых, это поддержка брендов. В этом году в рамках программы, утвержденной первым заместителем губернатора Ростовской области Александром Юрьевичем Скрябиным, созданы публичные реестры производителей товаров местных брендов и мер их поддержки. Данные можно найти на портале правительства региона в разделе «Местные бренды». В помощь компаниям разработали и запустили новые льготные продукты под названием «Донской бренд», в их числе льготный микрофинансовый продукт, льготное лизинговое предложение и гарантийная поддержка. Также оказывается содействие в регистрации товарного знака на условии софинансирования до 99% затрат. Все эти инструменты доступны в центре «Мой бизнес».

Из новшеств этого года также очень значимая программа, которая реализуется по поручению губернатора региона, это обучение основам предпринимательства для демобилизованных участников специальной военной операции. Впервые она прошла в мае этого года, и на финале проекта, в июне, участники СВО и члены их семей презентовали свои бизнес-проекты. Для них это важный новый старт и возможность адаптации к жизни здесь, в тылу.

Анна Глебова: Насколько наш регион интересен для производителей?

— Конечно же, интересен. Большим стимулом стало создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Ростовская» 7 марта этого года. Ее специализация — развитие высокотехнологичных производств. В данной зоне будут действовать особые условия по налогу на прибыль, имущество, землю. И наша консолидированная задача под руководством экономического блока правительства на сегодня — привлечь в ОЭЗ наиболее достойных инвесторов и производителей.

Кроме того, сегодня в регионе для производственных компаний действуют специализированные услуги — от написания бизнес-плана до цифровизации производства — в рамках софинансирования затрат. 80% софинансирует центр «Мой бизнес», 20% — предприниматель.

Хорошие возможности для создания новых производств открывают и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые действуют в трех муниципальных образованиях региона: это города Донецк, Гуково, Зверево. Центры «Мой бизнес» в этом случае тоже могут работать как проектные офисы по составлению бизнес-планов, заявок на получение статуса резидента ТОСЭР.

Станислав Бандурка:Яна, вы работаете более 15 лет в сфере господдержки бизнеса. Насколько за это время изменилась система? Заметен ли прогресс?

— Я думаю, что цифры, которые мы обсуждали в начале беседы, это наилучшее подтверждение позитивных изменений. Система действительно прогрессирует, работает и оперативно меняется под запросы текущей ситуации. Если говорить в целом о нормативной работе, то важнейший момент — это принятие федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Еще одна важная тенденция — это приоритизация сфер и сегментация мер поддержки для тех или иных субъектов МСП, а также комплексность и сервисность поддержки. Нам очень важно, чтобы, обращаясь за государственной поддержкой, предприниматель мог в комфортных условиях получить не одну разовую услугу. Нам очень важно сопроводить весь его бизнес-цикл и предложить максимально возможный пакет услуг на каждом этапе развития — с момента регистрации до выхода на экспортные рынки.

Анна Глебова: Какие услуги центров «Мой бизнес» сегодня наиболее востребованы у предпринимателей?

— Триада самых востребованных мер стабильна на протяжении многих лет: консультационная поддержка, образовательные мероприятия и льготное финансирование. В последнее время мы видим рост спроса на обучающие программы по онлайн-торговле. Также в этом году был запущен акселератор «Мой бизнес. Бренд», что связано с высоким интересом местных производителей к запуску товаров и услуг под собственной торговой маркой. Также есть запрос на программы по внедрению различных IT-продуктов в деятельность бизнеса и работе с искусственным интеллектом.

Есть традиционно востребованные программы: инструменты продвижения, маркетинга и выстраивания работы с клиентами. Сегодня актуально также все, что связано с налогообложением предпринимательства. Поскольку с 1 января 2025 года вступают в силу несколько поправок к Налоговому кодексу РФ, которые в него внесены Федеральным законом № 176-ФЗ. До конца года мы планируем провести два налоговых форума для предпринимателей, в том числе по этим вопросам.

Станислав Бандурка: Как изменялись объемы финансовой поддержки предпринимателей в 2023−2024 годах, какова динамика?

— Мы ежегодно фиксируем повышение спроса на микрофинансовые продукты агентства, которые мы предоставляем на базе государственной микрофинансовой организации. Благодаря ежегодным решениям Губернатора региона о декапитализации на сегодняшний день объем капитализации Ростовского регионального агентства составляет 2 млрд 670 млн рублей. Мы входим в пятерку крупнейших микрофинансовых организаций страны.

Повышение спроса на наши продукты связано с ростом ключевой ставки, с удорожанием банковских услуг. И здесь мы конкурентны: на сегодняшний день средняя ставка по активному портфелю агентства — 6,16%. Учитывая, что ключевая ставка равна 19%, бизнес к нам приходит достаточно часто.

На 1 августа объем средств, предоставленных агентством в рамках льготных займов, составил 1 млрд 250 млн рублей. Это рост на 14,5% по сравнению с прошлым годом. Также мы также фиксируем увеличение среднего размера предоставляемого микрозайма. Если в прошлом году это было 2 млн 350 тыс., то сейчас — 2 млн 980 тыс.

Минэкономразвития России подвело итоги льготной микрофинансовой поддержки за первое полугодие, и Ростовская область как по количеству выданных займов, так и по сумме находится на третьем месте в стране.

Pro
«Игрушка» на $11,8 млрд: как Duolingo стала синонимом изучения языков
Pro
В мире растет число кибератак на школы. Чего хотят злоумышленники
Pro
Старый троян Necro атаковал 11 млн пользователей Android. Как так вышло
Pro
Почему игры из детства влияют на решения во взрослой жизни — Fast Company
Pro
После COVID люди не ходят на свидания. Чем это опасно для экономики
Pro
«Сильнее смерти». Ученые назвали простой способ продлить жизнь
Pro
Аренда жилья в России резко подорожала. Как на этом заработать
Pro
Что известно ученым про пользу и вред от разницы в возрасте в паре