Кавказ, 18 апр 2023, 08:21

Дорогой бизнес: зачем компании Юга инвестируют в переработку

Компании Юга России увеличили активность на рынке переработки вторичного сырья. В стадии реализации заявлено несколько крупных инвестпроектов, вместе с тем игроки отмечают низкую рентабельность и проблемы с сортировкой
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

В настоящее время в Ростовской области и Краснодарском крае реализуется строительство нескольких экотехнопарков. В донском регионе они разместятся в Новочеркасске (ООО «МК Эко-Восход») и Азовском районе (ООО «ПИЦ») и будут направлены на переработку промышленных и строительных отходов. Обе компании входят в ГК «Промышленный Индустриальный Центр». Общий объем инвестиций в проекты может превысить 3 млрд рублей.

На Кубани региональный оператор АО «Мусороуборочная компания» планирует приступить к созданию экотехнопарков в Краснодаре в 2024-2025 годах. В них планируют сортировку и переработку отходов по фракциям — пластик, металл, бумага и стекло. В целом в Краснодарском крае запланировано строительство пяти пунктов по переработке отходов (КПО). Объем инвестиций составит порядка 24 млрд рублей.

Низкие потоки и надежда на новые территории

Несмотря на значительные инвестиции, игроки рынка отмечают высокозатратность этого бизнеса. Как рассказала РБК Ростов директор по развитию КППО «Восход» Елена Пелецкая, новые предприятия в донском регионе планируют занять нишу в наиболее рентабельном направлении в сфере переработки отходов — это строительные отходы, резионотехнические изделия, золошлаки и загрязненный грунт.

«Все, что связано с получением вторичного продукта из отходов, пока, скажем так, недешевая вещь, потому что здесь задействовано оборудование, работа людей и совсем другие технологии. Все это немалые затраты. Что касается именно того направления, которое мы выбрали — строительные, промышленные отходы, могу сказать, что это востребованный сектор. Например, вторичный щебень, с одной стороны, не даст такого объема, как мы можем получить с карьеров, но тем не менее он заместит значительное его количество, а это определенное ресурсосбережение, и все больше компаний уделяют внимание этому аспекту», — отметила Пелецкая.

Она добавила, что такой щебень можно применять для фундаментов, отсыпок дорог третей категории. Востребовано также получение бетона вторпереработкой. Такой бетон сегодня активно используется для малоэтажного строительства. Рентабельной в регионе также является переработка стекла.

«Востребован так называемый стеклоровинг. Из стеклотканей получают арматуру, которая используется в дорожном строительстве, в ней имеется большая потребность, в том числе со стороны территорий, которые к нам присоединились, так как им необходимо все восстанавливать», — пояснила Пелецкая.

Вместе с тем фактором, влияющим на удорожание продукции, по словам игрока рынка, являются все еще невысокие потоки отходов, направляемых компаниями в переработку.

Как рассказала директор по развитию ООО «Эко-Спас Батайск» Татьяна Баштырёва, ситуация с потоками на утилизацию в регионе ухудшилась с уходом ряда иностранных компаний в связи со сложившейся экономико-политической ситуацией в 2022 году.

«Как бы непатриотично это ни звучало, но за последние 20 лет отрасль переработки развивалась благодаря приходу иностранного капитала в нашу страну, именно транснационалы задали стандарты в этой области, проводили экологический аудит предприятий при выборе утилизатора и готовы были платить выше рыночной цены именно за переработку, а не захоронение отхода. Российские компании неохотно тратятся на эту статью расхода, исполнить требование законодательства — в приоритете. С уходом иностранных компаний российские правопреемники упростили свои стандарты и сократили экологические расходы, впрочем, как и объемы производства», — прокомментировала Баштырёва, добавив, что обороты «Эко-Спас Батайск» упали минимум на 30%.

Вместе с тем, по словам игрока рынка, несмотря на сложную ситуацию, отмечается рост количества утилизаторов строительных отходов в Ростовской области, что в настоящее время ведет к демпингу цен. Увеличилось количество заготовителей коммерческих отходов, таких как картон и стрейч-пленка.

«Все ждут открытия рынка новых территорий. <…> Конкретно мы ждем повышения ставок экосбора в рамках расширенной ответственности производителя. Такая мера должна простимулировать производителей все же утилизировать товары, а не оплачивать экосбор. Объемы вырастут, что в свою очередь позволит увеличить мощности переработки», — поделилась мнением директор по развитию ООО «Эко-Спас Батайск».

Власти Краснодарского края ожидают, что в регионе будут перерабатывать 100% отходов к 2024 году. На эти показатели рассчитывают выйти благодаря концепции пяти КПО. Объем финансирования всей программы по обращению с ТКО в регионе до 2030 года, включая строительство заводов по энергетической утилизации мусора, составит 130 млрд рублей.

«Проект неокупаемый без мер поддержки. Финансовая структура достаточно сложная, здесь присутствуют деньги Фонда национального благосостояния, ППК «Российский экологический оператор», планируется также привлечь средства с налоговых отчислений. На сегодня предполагается, что порядка 80% составят заимствованные средства, которые привлечет концессионер, 20% — капитальный грант, который профинансирует Российская Федерация и Краснодарский край», — комментировал ранее министр экономики региона Алексей Юртаев.

Несовершенная сортировка

Еще одной сложностью ведения бизнеса переработки вторичного сырья на Юге России игроки рынка называют несовершенную систему сортировки, которая также влияет на снижение рентабельности этой сферы.

«Сортировкой отходов в нашем регионе занимаются региональные операторы на этапе, когда все отходы уже смешаны и загрязнены друг другом. В этом и состоит несовершенство, на мой взгляд, поскольку с «полигонкой» мало кто хочет иметь дело. Мокрый, грязный картон уже не подлежит переработке, полимеры дополнительно придется вымывать, а это расходы на воду и электроэнергию, соответственно, себестоимость переработки улетает в космос. Как показывает мировой опыт, эффективна система сортировки на месте, когда сами жители сортируют отходы на 5-8 фракций и к переработчикам попадает чистое сырье», — рассказала Татьяна Баштырёва.

С этой точкой зрения согласна и Елена Пелецкая. По ее словам, сортировка в существующем виде все еще низкого качества, особенно это касается ПЭТ-тары и картона. Утилизатор, который захочет получить эти даже отсортированные по фракциям отходы, возьмет маленький процент.

«В настоящее время в этом направлении делается очень многое, строятся сортировочные комплексы в Волгодонске, проект Мясниковского МЭОКа. Вопрос в том, что люди от этого ожидают. Пока того, как хотелось бы, не происходит. Самым верным решением для стимулирования отрасли могли бы стать пункты приема, как это было принято в советское время», — отмечает Пелецкая.

Вместе с тем, как рассказала директор по развитию ООО «Эко-Спас Батайск», и в этом направлении есть свои сложности. В частности, без воспитания осознанного потребления в отношении самого населения такие пункты приема обречены на провал.

«Бесплатно это мало кто делает. Существующее уже более 10 лет в нашем городе экологическое движение «Ростов — город будущего» открывало сеть пунктов приемов вторсырья, но ребята не потянули даже аренду площадок, и это учитывая работу волонтеров, работает всего один пункт на 1,5-миллионный город. В этой сфере также необходимо субсидирование для материального стимулирования населения сдавать чистое вторсырье», — рассказала Баштырёва.

Вместе с тем, как отмечает заместитель директора по развитию, главный эколог АО «Мусороуборочная компания» Галина Филатова, в Краснодарском крае, напротив, растет осознанное отношение к сортировке.

«Нужно организовать процесс раздельного накопления мусора — расставить контейнеры и рассказать людям. Жители включатся. За три года, когда мы внедряли раздельное накопление, засор уменьшился с 70% до 40%. Мы понимаем, что у нас в контейнерах для раздельного накопления часто попадают отходы, которые не должны туда попадать. На старте внедрения раздельного накопления этот процент засора составлял 70%», — сообщила Филатова.

Она также добавила, что компания и дальше намерена наращивать количество контейнеров для раздельного сбора мусора. На сегодняшний день в Краснодаре поставлено 2643 контейнера, в Динском районе — 163, в Тимашевском районе — 279.

Сырьевой вопрос

Переработкой отходов на Юге России также занимается все больше предприятий, которым это необходимо для собственных нужд производства продукции. Так, по словам президента холдинга «Форте» Александра Денисова, завод компании осуществляет переработку алюминия, чтобы обеспечить сырьем производство радиаторов.

«Мы покупаем вторичное сырье. Делаем заготовку — алюминиевые чушки. Эти чушки в первую очередь используются в нашем производстве алюминиевых радиаторов. Таким образом, функция этого завода — обеспечение сырьевой безопасности завода «Форте». Наше предприятие гарантированно даст сырье нужного нам качества, 80% объема от этого завода обеспечивает нас, остальное мы продаем конкурентам. Раньше был рентабельным экспорт», — рассказал Денисов.

Заводы Larta Glass для производства стекла наряду с другими материалами используют стеклобой. Как рассказал генеральный директор Larta Glass Ростов Константин Нежевенко, стеклобой необходим для снижения температуры варки и энергопотребления печи. Без использования стеклобоя температура плавления будет настолько высокой, что огнеупорная конструкция не выдержит и дальнейшее производство стекла будет невозможно.

Стеклобой также снижает выбросы CO2 при производстве архитектурного стекла. При этом компания предпочитает использовать именно внутренний бой, поскольку он имеет заранее известный стабильный химический состав и в процессе оборота не загрязняется.

«Использование покупного боя всегда сопряжено с рядом дополнительных проблем. Главная сложность в процессе сбора стеклобоя связана с контролем качества: стекло режется у клиента на столах резки ― процессом управляют операторы. Культура производства на предприятиях не всегда высока: оператор может выбросить что-то в контейнер для стеклобоя. Перевозка также часто связана с дополнительными загрязнениями. Любые дополнительные включения, такие как металл, органика, камни, щебень, остатки цемента, любых других ранее перевозимых грузов ― могут негативно повлиять на качество готового стекла. Поэтому мы вынуждены применять многостадийную проверку качества стеклобоя», ― рассказал Нежевенко.

Ежемесячно 6-9 тыс. тонн стеклобоя перерабатывается и используется повторно на двух заводах компании в Рязани и в Ростовской области.

Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане