Кавказ, 18 июл 2022, 13:05

Где на Северном Кавказе сократилось и выросло число закрытий бизнесов

Читать в полной версии
Фото: Pixabay

Четыре республики СКФО вошли в топ-10 регионов РФ с наименьшей и наибольшей долей открытых предприятий относительно ликвидированных бизнесов по итогам марта-июня 2022 года. Об этом говорится в исследовании аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных ФНС.

В частности, по наименьшей доле открытых предприятий относительно ликвидированных бизнесов на пятом месте в топ-10 в РФ оказалась Северная Осетия (открылась 181 новая компания, что составляет 37,2% от закрывшихся 487). Ингушетия расположилась на девятом месте в списке (30,2% — 139 открытых компаний против 461 закрытой).

Из остальных регионов СКФО: в Дагестане (открылось 443 компании, закрылось 450 фирм), в Кабардино-Балкарии (177 открывшихся и 181 закрывшаяся), на Ставрополье (476 открывшихся и 836 закрывшихся).

Меньше всего новых предприятий относительно закрывшихся бизнесов отмечается во Владимирской области (открылись 302 новые компании, что составляет 26,9% от закрывшихся 1,1 тыс.).

«В целом по стране в марте-июне 2022 года количество открытых предприятий составило 69,2% от закрытых — последних оказалось больше на 35 тыс. Однако в значительной части регионов появление новых бизнесов не смогло компенсировать убыль действующих даже наполовину», — сказано в исследовании.

В свою очередь в 13 регионах предприятия открывались чаще, чем закрывались. Так, третье место в этом списке заняла Карачаево-Черкесия (217% — 258 открытых против 119 закрытых). На 13-м месте разместилась Чечня (102% — 255 против 251). По мнению аналитиков в большинстве случаев такая статистика объясняется эффектом низкой базы.

Как рассказали РБК Кавказ в FinExpertiza, в марте-июне 2021 года в Дагестане открылось 480 компаний и закрылось – 366; в Ингушетии (125 открывшихся и 67 закрывшихся), в Каабрино-Балкарии (179 открывшихся и 304 закрывшихся), в Карачаево-Черкесии (79 открывшихся и 117 закрывшихся), в Северной Осетии (174 открывшихся и 166 закрывшихся), в Чечне (263 открывшихся и 27 закрывшихся), на Ставрополье (465 открывшихся и 833 закрывшихся).

По данным исследования, в целом с марта по июнь 2022 года, когда в отношении российской экономики начали действовать западные санкции, в России закрылись 113,5 тыс. коммерческих предприятий, что на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Так, основная часть выбывших компаний была исключена из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов: в 68,7% случаев (78 тыс. компаний) — в связи с наличием недостоверных сведений (речь идет, прежде всего, о компаниях с признаками фиктивного бизнеса), еще 16,7% (19 тыс.) предприятий были вычеркнуты из реестра как недействующие юрлица (бизнес, который в течение 12 месяцев не сдавал налоговую отчетность и не проводил операций по счетам).

Около 14,5% закрывшихся предприятий (16,5 тыс.) были ликвидированы непосредственно собственниками, в том числе 2,2% (2,5 тыс.) — в порядке банкротства. Кроме того, 1,4% (1,6 тыс.) компаний были реорганизованы.

«Хотя закрытий с начала весны и оказалось заметно больше, чем в аналогичном периоде 2021 года, но они не достигли уровня коронакризисного 2020 года, когда за период с марта по июнь было ликвидировано 137,9 тыс. компаний. Экономические санкции и падение спроса, безусловно, повлияют на демографию бизнеса в 2022 году, однако процесс ликвидации бизнеса обычно растянут во времени и не происходит одномоментно», — отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова.

По ее словам, на данный момент большая часть закрытий предприятий связана в первую очередь не со спадом предпринимательской активности, а с чисткой реестра налоговыми органами от фирм-однодневок и недействующего бизнеса. «В последние годы ликвидация компаний шла на убыль как раз благодаря проделанной работе по выявлению фиктивных юрлиц», — добавила Трубникова.

Президент Ассоциации «КМ СРО АУ «Единство» Гайк Погосян рассказал в интервью РБК ТВ Кубань, что в России каждое второе предприятие подлежит банкротству.

«Сегодня идет неисполнение обязательств перед кредиторами, возникают недополученные дебиторские задолженности. При этом налоговые органы и правительство смогли мораторием немного приостановить начисление налогов, штрафов, неустоек. Это дало возможностям людям оплатить заработные платы», — сказал Погосян.

Как сообщал РБК Кавказ, на Северном Кавказе в январе-июне 2022 года увеличилось число банкротств физических лиц и индивидуальных предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Больше всего на Северном Кавказе число сообщений о введении судами реализации имущества в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей в I полугодии 2022 года зафиксировали в Ставропольском крае — 2458 (в соответствующем периоде 2021 года — 1781). Рост на 38%. По этому показателю Ставрополье находится на 14-м месте среди регионов РФ.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ

5 главных ошибок на ПСН: за что можно попасть на штрафы и доначисления
Россия в черном списке ЕС по отмыванию денег. Что это значит
Три признака, что компании пока рано выходить на экспорт
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Как эксклюзивный договор может обернуться штрафом в ЕАЭС
ФНС против четырех новых налоговых схем. Кейсы
Под конец года нагрузка на работе кратно растет. Как с ней справиться
Подработка — новый стандарт. Как бизнесу перестать паниковать из-за этого