ProКадры, 27 мая, 16:00

«Расшить» дефицит: где брать кадры для легкой промышленности Юга

Читать в полной версии
Фото: ru.freepik.com

По данным рекрутинговых агентств, в 2023 году число вакансий в швейной отрасли выросло в 2,2 раза. Работодатели активно ищут швей, раскройщиков, технологов, мастеров производственного цеха и конструкторов изделий. Тенденция характерна и для юга страны, где дефицит кадров стал одним из сдерживающих факторов развития отрасли. Выход — в «выращивании» собственных кадров с уровня школы и повышении зарплат в целом по отрасли, к такому выводу пришли участники первой международной выставки «МодаФест» в Краснодаре.

Поддержка властей

Проблема дефицита кадров в промышленности сегодня актуальна на всех уровнях, в том числе — региональной власти. По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, в новом учебном году увеличат контрольные цифры приема в колледжах и техникумах региона, готовящих специалистов для разных отраслей промышленности, в том числе — легпрома. Однако набрать больше студентов — это еще не все.

«Чтобы обучить технолога, швею, нужна материально-техническая база, которая у колледжей и техникумов не всегда есть. На уровне края уже принято решение субсидировать организациям профессионального образования покупку материально-технических средств. Это современные станки, на которых будущие специалисты смогут обучаться уже сейчас», — сказал Хмелько»

Однако подготовка кадров не может быть задачей только государства, в ее решение бизнес должен включаться самостоятельно.

«Мы работаем с нашими техникумами, берем студентов на практику и принимаем на работу лучших. Наш город развеивается, к нам приезжают многие. Но, к сожалению, профессионалов в нашей отрасли сегодня практически нет — такой профессии как «швея-мотористка» ил «технолог швейного производства» в последние годы просто никто не обучал», — рассказала управляющая краснодарского ООО «Виво» (бренд Vivo Style) Юлия Юрьевна Прокудович.

Она добавила, что в прошлом городу городские власти запустили акцию по популяризации рабочих специальностей. «Снимались ролики прямо на производстве, их крутили в общественном транспорте, на остановках, на больших билбордах — сразу с куар-кодами. И это работало замечательно», — пояснила она.

Руководитель швейного предприятия из Армавира (торговая марка YurMa-fashion) Марина Торгашова констатирует, что проблема дефицита кадров будет только нарастать, если не принимать меры прямо сейчас. Причем даже автоматизация производства не поможет решить проблему.

«Первый человек в цеху — это швея, она задает оборот, задает объем работы и от нее все зависит. Но в 2023 году 30 швей прошли практику на разных предприятиях Армавира. У меня на предприятии было 5 человек. На предприятии «Эдельвейс» в 2024 году на практике было восемь швей. В итоге на предприятиях не остался никто из них. Выход из этой ситуации есть, но он непопулярен — это обязательная отработка 2-3 года на предприятии после окончания учебного заведения. Такая практика есть во всем мире», — сказала Торгашова.

Зарплата и любовь к профессии

Кадровый вопрос в легкой промышленности сегодня стоит особенно остро в том числе на фоне активного развития отечественной fashion-индустрии, выхода на рынок новых российских брендов одежды. Коллекции новых российских модельеров может оказаться некому шить. По мнению председателя по развитию моды Ростовского областного отделения «ОПОРЫ России» Владимира Дудникова, одним из главных факторов потери интереса к профессиям легкой промышленности стала низкая зарплата в отрасли.

«Нужно поднимать заработные платы — сейчас зарплата швеи не везде дотягивает до 40 тыс. в месяц. Но наши предприниматели не смогут платить больше, пока у нас не будет конкурентоспособного сырья — сейчас ткани в Китае стоят в несколько раз дешевле, чем в России. Государство должно в первую очередь наладить производство сырья, только в этом случае появится дополнительная маржинальность, и можно будет платить достойную зарплату», — отметил Дудников.

Еще одна серьезная статья расходов бизнеса в легпроме — создание самих производственных площадей, добавляет основатель бренда одежды Masha Goryacheva Мария Горячева из Самары. По ее словам, субсидирование расходов по этой статье могло бы стать существенной поддержкой отечественных производителей.

По словам Марии Горячевой, чтобы решить проблему кадров, предприятиям необходимо работать с учебными заведениями, «влюбляя» детей в профессию, начиная со школьной скамьи.

«Мы стали работать с техникумами легкой промышленности, заключать договора со студентами, поддерживать их дополнительными стипендиями — вести студентов с первого курс, брать их на практику в наш Дом Моды и учить шить на нашей продукции. Мы оказывали помощь детскому дому — и выяснилось, что там есть небольшой цех с бытовыми швейными машинами, где они обучают детей шить. У меня возникла идея — почему бы не поставить там цех с профессиональными швейными машинами, не выделить бюджет на развитие и начать прививать любовь к этой профессии? Я считаю, что если пойти с такой хронологии, с целостной работа с детьми,

то возможно — не завтра, не через год, но хотя бы через десятилетие мы наконец-то возродим швейную промышленность, которая была такой сильной», — сказала Горячева.

Pro
Синдром хорошей девочки: почему женщины хуже осваивают ИИ — The Economist
Pro
Боты вместо друзей: как дети стали подопытными ИИ-компаний — Fast Company
Pro
В школах США и Европы появились «телефонные тюрьмы». Как это работает
Pro
Лучший работник, худший начальник: кого не стоит повышать
Pro
«Дно пройдено». Может ли «Аэрофлот» вернуться к дивидендам
Pro
Как мыслят эмоциональные вампиры: 5 шаблонов — и противоядия от них
Pro
Перепроизводство в Китае, ИИ, климат и Украина. Глобальные угрозы 2024
Pro
Что делать, если нужен хороший ИИ-расшифровщик совещаний