Кавказ, 16 дек, 11:20

3% государству: как повлияют поправки в закон «О рекламе» на СМИ Юга

Поправки в закон «О рекламе», которые вступят в силу с Нового года, не принесут кардинальных изменений на медиарынок. Эксперты считают, что СМИ могут как проиграть, так и получить дополнительную выгоду.
Читать в полной версии
Фото: Freepik.com

В начале следующего года начнет работу новый вариант закона «О рекламе» с требованием уплаты государству обязательных отчислений за размещение рекламы в интернете. Тотальных изменений на рынке не произойдет, но для некоторых рекламных площадок возможны нюансы. Скорее всего, в выигрыше окажутся сохранившие печатные форматы СМИ. В том числе, интернет-издания могут и проиграть, и получить дополнительную выгоду, об этом эксперты рассказали РБК Ростов.

Кто заплатит?

Поправки в закон N 38-ФЗ депутаты Госдумы приняли 11 декабря. Они изложены в новой статье 18.2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"». В поправках указано, что распространителей рекламы в интернете обяжут выплачивать 3% квартальной выручки от размещения рекламных материалов.

От выплат законодатели освободили вещателей ТВ и радио, информационные агентства, государственные средства массовой информации (СМИ). Также освобождены редакции, имеющие печатные варианты изданий. Для газет, выходящих чаще двух раз в неделю установлен минимальный тираж — 15 млн экземпляров в год.

Вырученные средства будут направлены в федеральный бюджет. Тратить их государство намерено на поддержку IT-компаний, создающих инфраструктуру интернета в РФ. То есть включенных в единый реестр, предусмотренный статьей 121 закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Также отчисления направят для «обеспечения поддержки развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых устанавливается правительством РФ». Следить за своевременностью и полнотой уплаты будет Роскомнадзор.

В силу новый закон «О рекламе» вступит с 1 января 2025 г. Похожий налог существовал до середины 2000-х гг. Тогда он затрагивал рекламу во всех СМИ, и поэтому его было довольно трудно администрировать, отмечает руководитель ИД «Евромедиа» Владимир Денисов.

«А сейчас следить за сбором отчислений стало намного удобнее. Ведь несколько лет подряд государство создавало для этого соответствующую инфраструктуру. В том числе, речь об обязательной маркировке рекламы в интернете», — пояснил Денисов.

По его мнению, трехпроцентные отчисления не вызовут заметного роста цен на рекламу. А выиграть могут медийные компании, сохранившие в своей линейке и печатные СМИ.

«Возможно, медийщики будут и далее беречь печатные издания, чтобы не платить отчислений», — считает эксперт.

Плюсы и минусы

Закон создаст хоть и небольшие, но преимущества для СМИ, обозначенных в качестве освобожденных от уплаты отчислений, убежден директор digital-агентства «Интернет компания Юг» Евгений Шаповал. Возможно это в случае, если площадка имеет хорошие показатели охвата аудитории и конкурирует с частными площадками, обязанными платить новый сбор. В законе пока много неясностей. И поэтому, по мнению эксперта, его реализация может затянуться как в случае с требованием о маркировке рекламы.

Но есть и существенные минусы, считает председатель комитета по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, редактор журнала «Эксперт — Юг» Владимир Козлов. По его мнению, любые дополнительные отчисления могут чувствительно ударить по средствам массовой информации.

«Некоторые СМИ будут вынуждены платить отчисления. И это плохая новость. Относительно недавно случилась реформа с маркировкой рекламы. Она обходится СМИ дорого. И не всем удается «зашить» эти расходы в расценки. То есть по нам бьют второй раз за довольно небольшой временной период», — поделился мнением эксперт.

Владимир Козлов также убежден, что финансировать интернет-инфраструктуру и IT-компании за счет менее рентабельной отрасли СМИ — не самое справедливое решение.

РБК Ростов ранее сообщал, что расходы на размещение рекламы в интернете на Юге в I полугодии текущего года составили 16,6 млрд руб. Это на 69,4% выше показателя аналогичного периода прошлого года (9,8 млрд. руб.).

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. 

Pro
Другая экономика: как Джефф Безос сделал данные залогом успеха Amazon
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
В тени гигантов: как Scale AI зарабатывает миллиарды на ИИ-обучении
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company