PROюгАгро, 01 дек 2022, 14:26

Ширинов: «Правительство должно пойти навстречу отечественным садоводам»

Председатель Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдын Ширинов — о господдержке, объемах производства и проблемах отрасли
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба проекта «PRO Яблоко»

— Вырос ли спрос на отечественные саженцы за последнее время?

— В последнее время наши производители сильно вырвались вперед, и отечественная отрасль достигла того критерия качества, которого требуют международные стандарты. За восемь лет была сделана огромная работа, и сейчас более 80% садов в РФ закладываются из отечественного посадочного материала. На Ставрополье этот показатель равен почти 100%. Осталось чуть-чуть. Но есть регионы, где, наоборот, используется 80% импортных саженцев, и там пока не склонны к отечественному материалу.

— Спрос удовлетворяется полностью?

— Да. И сегодня мы подошли к тому моменту, когда правительство должно пойти навстречу отечественным производителям и, скажем, в порядке на предоставление субсидий прописать, что субсидируется закладка садов исключительно из саженцев, выращенных в отечественных питомниках.

Об этом мы просили и раньше, но с этого года уже начинаем требовать. Потому что, к сожалению, этот процесс затянулся, и он сдерживает развитие отечественного питомниководства, ставит нас в неравные рамки с нашими зарубежными коллегами. Нам бы хотелось в этой части быть конкурентными.

— Какой объем саженцев компания «Сады Ставрополья» произвела в 2022 году?

— Если брать «Сады Ставрополья», то в 2022 году там выращено более 3 млн саженцев. На следующий год у нас были планы увеличить объем производства, но из-за этой неясности — будет вводиться субсидия или не будет — мы пока сохраняем темпы на уровне 3 млн. Но если до конца года такое постановление не будет принято, то мы, наверное, сократим объемы производства до 2 млн. В сегодняшних реалиях нам будет очень сложно конкурировать с итальянцами и т. д.

— То есть речь даже не идет о наращивании объемов производства?

— Нет. И это не только у нас, это и наши коллеги в Краснодарском крае, в КБР, в Тамбовской области — все нацелены в два раза снизить объемы. Потому что вкладывать в питомник и потом выращивать продукцию, которая не будет востребована на рынке, бессмысленно. Сегодня нет такого спроса, как был два года назад. Он упал, и одним из факторов в РФ является засилье импортного дешевого материала, который сегодня гуляет на рынке.

— Хватает ли сейчас региону отечественных саженцев для суперинтенсивного садоводства?

— Конечно. Более того, сегодня, если будет такой сигнал от правительства или от отечественного рынка, то мы эти объемы можем кратно увеличить: в два раза, в три — дело одного года. У нас есть специалисты, у нас есть техническая база, обеспечить это мы смогли в том числе благодаря мерам господдержки.

Но дальше мы должны использовать этот материал, насытить российский рынок и посмотреть на азиатский, который логистически для нас перспективен в будущем. Сегодня мы работаем над выходом на китайский рынок, на страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), там тоже востребована наша продукция.

— Лидирующие позиции по объемам производства садоводческой продукции занимает Кубань, на втором месте — Кабардино-Балкария. С чем вы связываете такие темпы роста в этих регионах? Что тормозит развитие в соседних республиках?

— Выращивание яблок на Кубани заложено исторически. Кабардино-Балкария — один из первых регионов на Юге, который начал использовать интенсивные технологии. У них эта программа «стрельнула», показала хороший результат. Что касается других регионов, которые отнесли садоводство в ранг приоритетов, — Ставрополье, КЧР, Ингушетия, Чечня и Северная Осетия, у них было меньше времени, они начали заниматься этим только сейчас.

Но сегодня потенциал по закладке хороших садов, по выращиванию хорошего столового яблока для потребителей, а также по премиальному яблоку остается в регионах Северного Кавказа. У нас более выгодное географическое положение. Я думаю, в ближайшее время Ставрополье выйдет по урожаю яблок на четверть миллиона тонн, КБР — за полмиллиона, КЧР и Ингушетия — за 100 тыс. Там уже закладываются сады, как только они вступят в плодоношение, будет увеличиваться количество произведенной продукции.

— На Ставрополье хватает хранилищ с холодильниками? Есть ли в целом проблемы с хранением?

— Мне кажется, сегодня нет ни одного региона в РФ, где есть полная обеспеченность по хранению. Все регионы испытывают кратную нехватку площадей плодохранилищ и фруктохранилищ. Эта тема стоит остро. Строительство холодильников — это на 80% использование зарубежного оборудования, зарубежных технологий. Соответственно, там все подорожало — от логистики до самого материала.

У нас в стране в четыре раза нехватка по хранению. В Ставропольском крае нехватка в два раза. Но у нас заложены сады, которые вступят в бурное плодоношение в 2023–2025 годах, и этот разрыв будет в три раза.

— В 2019 году «Сады Ставрополья» планировали заложить в КЧР 400 га интенсивных садов, предполагалось выращивать яблоки и груши в примерном соотношении 50/50 и только из отечественных саженцев. Был ли реализован этот проект?

— Да, в КЧР на сегодняшний день заложено более 600 га садов в двух проектах — это «Сады Карачаево-Черкесии» и «Архыз Фрукт». Более того, мы планируем увеличить площади в ближайшие три года еще почти на 2 тыс. га. КЧР — единственный в России регион, который на 100% и в малых, и в больших формах использует отечественный материал. Кстати, самый большой сад груши сейчас заложен в КЧР, в этом году там убрали почти 1 тыс. тонн груши и заложили ее на хранение.

— Видите ли вы перспективы производства других культур? Насколько они рентабельны и интересны садоводам?

— Если мы посмотрим на объемы потребления плодовой продукции и ее производства, то сегодня можно отметить ее нехватку.

Проблема состоит в дефиците специалистов, ведь грушу сейчас в большей степени все раскорчевывают, потому что специалистов и технологий по закладке этой культуры в России практически нет. А те специалисты и технологии, которые были, на сегодняшний день уже устарели.

Но мы нашли выход. Сегодня подбор сортоподвойных комбинаций позволяет в наших условиях подобрать сорта груш, которые можно выращивать. Мы первые в России зарегистрировали грушу «Ксению». Урожай уже есть в КЧР, Ставропольском крае, партию саженцев отгружаем в Северную Осетию. Спрос на этот товар есть.

Что касается черешни, персиков, нектаринов, орехов, ягод — огромный спрос, рынок, потенциал. Себестоимость там гораздо выше, чем у яблок. Но технологически не все к этому готовы, потому что подобрать сорта и выучить технологов — дорого.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ

Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны