ProВузы, 03 апр, 10:00

Александр Федотов: ПИШ ЮФУ трансформирует систему инженерного образования

Руководитель передовой инженерной школы (ПИШ) ЮФУ «Инженерия киберплатформ», кандидат технических наук, доцент Александр Федотов - о новом подходе в подготовке инженерных кадров и ключевых задачах науки
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба ЮФУ

«РБК ЮГ и Северный Кавказ» совместно с Южным федеральным университетом (ЮФУ) запустил новый специальный проект «PROнаука», который расскажет о приоритетных проектах, разработках и перспективах сферы. Первым героем проекта стал руководитель передовой инженерной школы (ПИШ) университета «Инженерия киберплатформ», ведущий научный сотрудник ЮФУ, кандидат технических наук, доцент Александр Федотов.

Решения на миллиарды — в разработке

— Александр Александрович, передовая инженерная школа ЮФУ «инженерия киберплатформ» была создана два года назад. Какие главные задачи решаете сейчас, для каких отраслей экономики ведете разработки?

— В 2022 году мы стали одними из участников проекта, инициированного правительством РФ и направленного на воспроизводство кадров нового поколения для высокотехнологичного сектора. Заявка Южного федерального университета была поддержана на заседании правительства РФ в направлении «Искусственный интеллект и цифровые платформы». Свое внимание мы сконцентрировали на двух задачах: развитии передовых инженерных решений, которые лежат в основе развития индустриальных партнеров, а также на трансформации системы инженерного образования, которая направлена на подготовку кадров новой формации в реальных проектах.

При этом наша школа сосредоточена не только на развитии самой робототехники как области прикладных наук, но и на развитии сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, связь, электроника и нейротехнологии.

Такие крупные компании, как Neuralink и IBM, сегодня концентрируют свои дорожные карты на развитии в области искусственного интеллекта и нейроморфных вычислительных систем для робототехники. Мы тоже реализуем такие проекты. Они направлены на создание перспективной электронной компонентной базы на новых физических принципах, которая может совмещаться с живым организмом. И рынки, которые будут формироваться в перспективе, уже оцениваются в миллиарды долларов.

— Сколько дивизионов сегодня входит в состав ПИШ и как строятся их взаимоотношения предприятиями-партнерами?

— Мы проектировали ПИШ как холдинг.Предприятия-партнеры выступают инициаторами создания дивизионов, которые являются продолжением этих компаний. Такой подход к организации системы управления реализуется лишь в нескольких передовых школах. В направлении развития проектов по электронике мы работаем с Группой «Элемент», в направлении развития систем управления сотрудничаем с группой компаний «Кронштадт» и АО «УЗГА», по направлению «Приборы, комплексы и системы связи» мы реализуем проекты с таким концерном, как АО «КРЭТ» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). Изначально мы проектировали четыре дивизиона в составе ПИШ: «Искусственный интеллект», «Электроника», «Киберфизические платформы» и «Приборы, комплексы и системы связи».

С 2023 года по инициативе концерна «Океанприбор» мы создали новый дивизион «Гидроакустика», который позволяет нам работать в направлении подводной робототехники.

Воронка возможностей для студента

— Как в работу с предприятиями-партнерами вовлечены студенты ПИШ и как вообще происходит их отбор в школу?

— Ежегодно предприятия-партнеры формируют пул тематик, которые лежат в их дорожных картах развития. Например, для ЦКБ морской техники «Рубин» мы реализовали разработку уникальной системы управления группой автономных необитаемых подводных аппаратов для сейсмо-разведки арктического шельфа, реализация которого осуществлялась с участием мотивированных студентов ПИШ, некоторые из которых были включены в состав исполнителей еще на этапе поступления.

Отбор студентов — достаточно сложная многоступенчатая система, строящаяся на инициативных мероприятиях ПИШ — хакатонах, проектных сменах, сезонных школах для школьников и студентов других вузов. Такие мероприятия создают «воронку», через которую мы производим отбор наиболее мотивированных студентов.

Отбор включает в себя три стадии. Первое — это эссе, мотивационное письмо, которое позволяет определить мотивацию обучающегося. Второе — мы предлагаем претендентам решить инженерную задачу и самостоятельно определить свою роль, с которой человек войдет в проектную команду. Третье — мы оцениваем его компетенции по итогам первых двух мероприятий и делаем предложение претенденту войти в дивизион и проект.

— Есть ли какие-то способы поощрения студентов: специальные стипендии, стимулирующие выплаты или гранты?

— У нас есть две инициативы. Первая — это гранты, которые направлены на создание студенческих лабораторий и поддержку их инициатив. Любой студент ПИШ, формируя вокруг себя инженерную команду, может заявить свой инициативный проект и получить финансирование на его реализацию. В этом году мы поддержали уже 14 инициативных проектов с финансированием от 1 млн до 1,5 млн руб. Второй проект реализуется совместно с Госкорпорацией «Ростех» — это отраслевая программа «Код Ростеха», которая сегодня набирает новые обороты значительно расширяется на базе ПИШ ЮФУ. Она направлена на подготовку кадров для микроэлектронной промышленности, включает в себя специальные стипендии, выплаты и другие меры поддержки мотивированных обучающихся. Например, предоставление общежитий повышенной комфортности, создание условий для стажировок и практик на базе предприятий-партнеров, возможность написать свою выпускную квалифицированную работу под руководством наставника из Госкорпорации «Ростех».

Партнерство на острие науки

— Как сегодня передовая инженерная школа ЮФУ взаимодействует с другими университетами?

— Один из целевых показателей ПИШ — сотрудничество с университетами, которые не имеют передовых школ. Это возможность транслировать передовой опыт по организации подходов к инженерному образованию, по внедрению реальных проектов в образовательный процесс.

В нашем регионе выстраиваем взаимодействие и обмениваемся опытом с дружественными вузами — ЮРГПУ (НПИ) им. Платова и ДГТУ. В Северо-Кавказском федеральном округе мы сотрудничаем с Ингушским государственным университетом (ИнгГУ), также выстраиваем взаимодействие с вузами Донецкой и Луганской народных республик. Новые территории сегодня особо остро нуждаются в нашей поддержке. Мы предлагаем студентам по схожим специальностям лучшие практики, программы повышения квалификации и программы дополнительного образования.

— Какие задачи перед собой ставит передовая инженерная школа ЮФУ в 2024 году?

— Мы планируем развивать сотрудничество с индустриальными партнерами в тех базовых решениях и направлениях, в которых сегодня нуждается страна и которые лежат в основе национальной безопасности и связаны с обеспечением технологического суверенитета. В части перспективных проектов планируем создавать решения в области электронной компонентной базы на новых физических принципах, искусственного интеллекта и новых стандартов связи. Это те решения, которые сегодня находятся на фронтире науки и техники и которые позволяют развивать международную коллаборацию с дружественными странами и выходить на лидирующие позиции в среднесрочной перспективе.

Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
В шаге от IPO: на какие компании обратить внимание до их выхода на биржу