Михаил Лабудин: Количество ОЭЗ в ЮФО и СКФО будет увеличиваться
Количество кластеров, технопарков и особых экономических зон в России с каждым годом растет. Среди бизнеса такие площадки востребованы благодаря дополнительным преференциям и мерам поддержки. О перспективах создания новых кластеров в ЮФО и СКФО, преимуществах ОЭЗ для бизнеса и прогнозах развития отрасли рассказал РБК ТВ Юг директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаил Лабудин.
На Юге появляются новые экономические зоны
— На ваш взгляд, как себя показывает кластерный подход развития промышленности в России? Как прошел 2023 год для вашей ассоциации?
— Кластерный подход со времен еще Советского Союза себя зарекомендовал как удобный, эффективный способ межрегиональной и межотраслевой кооперации в производстве продукции. В различных субъектах Российской Федерации существует целый перечень компетенций, которыми они всегда были сильны. Сегодня в России действуют более 50 промышленных кластеров. Также 16 промышленных кластеров являются межрегиональными, включая два и более региона.
Полтора года назад президент Российской Федерации на ПМЭФ акцентировал внимание на развитии промышленных кластеров в России. И правительство в лице Минпромторга РФ разработало целый перечень нормативно-правовых актов и мер поддержки, которые с 2023 года начали действовать в новом формате — в режиме перезагрузки. Из 56 промышленных кластеров 28 уже прошли переаккредитацию и соответствуют новым требованиям Правительства Российской Федерации.
На территории СКФО уже создано семь промышленных кластеров, в ЮФО — два кластера. Отдельно хотелось бы отметить радиоэлектронный кластер на базе компании «Бештау», который создается на территории Ставропольского края и Ростовской области. Совсем недавно началась работа по созданию мебельного кластера в Краснодарском крае на базе группы компаний «Е1». Также сегодня формируется новый промышленный кластер «Город обувщиков» в Республике Дагестан.
— До недавнего времени на территории Юга России не было особых экономических зон, таких, как например, ОЭЗ «Ростовская». Почему, на ваш взгляд, исторически на Юге сложилась такая ситуация и изменится ли она в ближайшем будущем?
— Сегодня в Российской Федерации действует 50 особых экономических зон. Они подразделяются на несколько типов. Есть промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного типа, портовые ОЭЗ. Если брать территорию Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, здесь в основе экономики лежат сельское хозяйство и туризм. ОЭЗ «Ростовская» создается как особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Я думаю, что в ближайшее время эта зона будет уже зарегистрирована в реестре правительств.
Относительно количества ОЭЗ — и Южный федеральный округ, и Северо-Кавказский федеральный округ сейчас набирают обороты. Думаю, что в ближайшее время их количество будет увеличиваться. Но тут также встает вопрос не количества, а качества. Любая подобная локация сильна своими проектами.
Тенденции последнего времени говорят о том, что появляются все новые и новые проекты, и есть чем заниматься отечественному бизнесу в тот момент, когда уходят иностранные инвесторы. Поэтому те проекты, которые будут заявлены в рамках уже существующих особых экономических зон в ЮФО и СКФО, или же новые проекты будут поддержаны правительством в виде налоговых преференций.
— Один из крупных проектов на Северном Кавказе — это создание Каспийского прибрежного кластера. Как вы оцениваете потенциал этой локации?
— Учитывая, что в этой локации мы граничим с другими странами, которые находятся в прибрежной зоне Каспийского моря, проект перспективен. Здесь активно задействованы и особые экономические зоны Астраханской области, также есть взаимодействие с особыми экономическими зонами Москвы и Санкт-Петербурга. То есть выстроена своего рода магистраль проектов по этому направлению. С точки зрения формирования международной кооперации и торгово-экономических отношений, конечно же, это удобный и своевременный механизм, который буквально в последние полтора года был внедрен в Каспийском регионе.
ОЭЗ и индустриальные парки на Ставрополье
— В Ставропольском крае активно ведутся работы по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Солнечная долина» в Кавказских минеральных водах. Способна ли эта ОЭЗ повлиять на весь экономический потенциал региона?
— На весь экономический потенциал туристско-рекреационная зона повлиять вряд ли сможет. Но туристический поток на Ставрополье с каждым годом растет, особенно в последние два года. По всей стране активно развивается внутренний туризм. Основной проблемой, с которой сталкиваются отдыхающие, является нехватка туристической инфраструктуры. Поэтому для всех инвесторов, которые планируют вкладывать свои средства в развитие подобного рода инфраструктуры, действуют государственные вспомогательные механизмы. В первую очередь, это государственная поддержка в виде льготных кредитов, выделяемых на создание такой инфраструктуры. Во-вторых, сам режим особой экономической зоны подразумевает снижение налоговых выплат.
Создание ОЭЗ «Солнечная долина» даст возможность инвесторам более активно реализовать те инвестиции, которые они планируют туда вливать. Это позволит осуществить и скорейший возврат инвестиций в инфраструктуру, и самое главное — удовлетворить потребности граждан, туристов, которые едут и в Кисловодск, и в Кавминводы. Только в создание гостиниц на этой территории планируется инвестировать порядка 70 млрд руб., будет создано около 10 тыс. единиц номерного фонда. Создание ОЭЗ также обеспечит регион 12 тыс. новых рабочих мест — это и налоговые поступления, и снижение уровня социально-экономической напряженности. Также планируется строительство порядка шести новых санаторно-курортных комплексов премиум-класса, создание ботанического сада, поля для гольфа.
ОЭЗ еще не утверждена постановлением Правительства РФ, но это дело времени, и в ближайшие месяцы мы увидим особую экономическую зону, которая будет способствовать развитию туристического потенциала Ставропольского края и в принципе всего СКФО.
— Заполняемость индустриальных парков на Ставрополье достигла 98%. Чем обусловлен такой высокий интерес в регионе к таким площадкам? Есть ли потребность в новых индустриальных парках?
— В Ставропольском крае благоприятная экономическая обстановка. Она способствует привлечению инвестиций. Конечно, сказывается и географическое местоположение, наличие логистических путей, развязок на пути в сопредельные регионы. Также надо отдать должное управленческой команде Правительства Ставропольского края, которая, помимо того, что создала такие объекты инфраструктуры, еще и эффективно внедряет меры государственной поддержки регионального уровня. Заполняемость действительно высокая, инвесторы продолжают идти в эти локации, поток не снижается, что показывает инвестиционную активность региона в целом. Соответственно, им нужно предоставлять дополнительные новые условия поддержки.
Появлению новых промышленных парков способствует господдержка
— В России есть механизмы поддержки, предусматривающие компенсацию части затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры для создателей индустриальных и промышленных парков, а также технопарков. Насколько активно локации ЮФО и СКФО пользуются такой поддержкой?
— Учитывая, что сегодня 456 индустриальных парков и технопарков в стране, этот механизм приветствуется и бизнесом, и органами власти, правительствами регионов. На сегодняшний день у нас создано порядка 40 объектов на территории ЮФО и СКФО, только в Ставропольском крае создано порядка девяти индустриальных парков.
Конечно, эта мера поддержки для бизнеса очень востребована. И власти регионов вместе с бизнесом, который открывает такие объекты, нацелены на привлечение средств федерального и регионального бюджетов. И Чечня, и Калмыкия, и Ставропольский край, и Краснодарский край, и Ростовская область — это те регионы, которые по этой дорожке неоднократно прошли, создали у себя такие объекты.
Любой бизнес, который реализует проект создания технопарка, индустриального парка или просто реализует свой инвестиционный проект в рамках такого объекта инфраструктуры, заинтересован в привлечении мер государственной поддержки. Это очень важно. Мы проводили анализ, который показал, что использование комбинации всех мер государственной поддержки при реализации, например, проекта по строительству завода металлопрофиля или завода химической продукции, снижает издержки на 30-40%. То есть, это существенная поддержка, и она дает возможность быстрому выходу на рынок.
— Можете ли вы спрогнозировать рост числа кластеров, промпарков, особых экономических зон в России в ближайшем будущем? Насколько много их появится?
— Эта тема очень активно фигурирует в повестке всех субъектов Российской Федерации. Создание и развитие таких зон входит в региональные стратегии. Агентство стратегических инициатив, оценивая субъекты Российской Федерации в рамках инвестиционной привлекательности, обращает внимание на то, какие объекты инфраструктуры созданы в регионе, куда может бизнес прийти, чтобы с наименьшими затратами реализовать свой проект. Минпромторг России ведет рейтинг промышленной активности регионов, где также учитываются показатели по промышленным кластерам, индустриальным паркам, технопаркам, которые созданы в субъектах Российской Федерации. Если 10 лет назад об этом знали только единицы, то на сегодня уже любой региональный министр и губернатор скажет, что без вспомогательной инфраструктуры нет смысла приглашать к себе инвестора, потому что соседний регион его переманит за счет объектов инфраструктуры.
Если говорить о том, сколько таких объектов еще будет создано, то я вижу динамику прироста порядка 10-15% (по количеству новых индустриальных парков и технопарков в России — прим. ред. РБК ТВ Юг) ежегодно. Поэтому ожидаем, что в этом году будет создано порядка 30-40 объектов промышленной инфраструктуры, индустриальных парков, технопарков по стране. Видим, что тенденция на создание особых экономических зон, особенно туристско-рекреационного типа, растет ввиду того, что внутренний туризм активно развивается. Мы сейчас за счет создания межотраслевой и межрегиональной кооперации воссоздаем те кооперационные цепочки, которые были еще в Советском Союзе, с отражением сильных сторон и компетенций в отдельных субъектах Российской Федерации. У нас нет оснований сейчас думать о том, что это направление не будет дальше развиваться.