Зодчие будущего, 07 мар, 11:08

Суханов: Объем инвестпортфеля Туризм.РФ достиг почти 500 млрд рублей

Эффект от комплексных проектов развития туристической инфраструктуры в регионах РФ может быть колоссальным, сопоставимым с эффектом от Сочи-2014, рассказал в интервью РБК Краснодар гендиректор Туризм.РФ Сергей Суханов
Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба корпорации Туризм.РФ

— Сергей Алексеевич, Корпорация с 2020 года занимается формированием туристических курортов страны и инвестирует в создание инфраструктуры для развития внутреннего туризма. Сколько проектов реализовано за эти годы и удалось ли благодаря этому качественно изменить сферу туризма в стране?

— Сейчас в Туризм.РФ 101 проект. Инвестиционный портфель почти на 500 млрд руб. С 62 субъектами РФ у нас подписаны соглашения о сотрудничестве, а в 35-и мы уже развиваем инфраструктурные проекты в сфере туризма. Мы разработали 11 мастер-планов туристских территорий. Мастер-план — это комплексный документ. Он включает в себя и стратегическое видение развития туристских территорий, и совершенно прикладные вещи, связанные с инфраструктурой, набором строящихся объектов, их визуализацией (дизайн-кодом), обоснованиями финансово-экономических моделей.

Основа мастер-плана — инвестиционные лоты. Можно представить себе пазл, состоящий из множества элементов, собранный в единую картину. Точно так же комплексная туристская территория, помимо дорог и необходимых коммуникаций, состоит из набора инфраструктурных объектов. Гостиницы, рестораны, магазины, прачечные и масса других составляющих. Фактически это разнообразные бизнесы внутри комплексного туристического проекта, куда может прийти инвестор со своими деньгами и, имея нужные компетенции, быстро начать работу.

Мы тщательно проанализировали опыт комплексного развития территорий. Сначала изучили мировой и российский туристический рынок. Проанализировали опыт стран-лидеров по развитию туриндустрии — это и Франция, и Италия, и Испания, и США, и страны Юго-Восточной Азии. Посмотрели на их подходы к созданию туристической инфраструктуры. Постарались беспристрастно определить наши зоны роста. В России — огромные территории, есть все часовые пояса, тут тебе и тропики и холод, и условия для любителей экстрима. Общение с туристами, в том числе иностранцами, показывает, что все хотят приехать, например, на Байкал, но инфраструктуры для размещения не хватает.

Поэтому наша основная задача, поставленная президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, правительством РФ, Минстроем, Минэком и курирующим туристическую отрасль вице-премьером Дмитрием Николаевичем Чернышенко — ускорение создания современных мест размещения. В рамках самого молодого из нацпроектов «Туризм и индустрия гостеприимства» нам необходимо обеспечить инфраструктурой удвоение к 2030 году показателей турпотока, до 140 млн поездок по стране в год. Это задача гораздо шире и «цепляет» за собой развитие инфраструктуры — всего того, что связано с туристическим продуктом: как добраться до места отдыха, как получить первоклассный сервис, качественное питание, разнообразные развлечения. А главное — не на короткий сезон, а круглогодично.

— Почему бы не отдать все на откуп частному бизнесу?

— Эта задача требует комплексного подхода. Дело в том, что каким бы мощным не был инвестор — он не сможет «потянуть» развитие крупных туристических кластеров и создание всей необходимой обеспечивающей инфраструктуры. У нас был успешный олимпийский опыт, продемонстрировавший как эта система должна работать. В результате было принято решение создать Туризм.РФ, которая при поддержке Минстроя России берет на себя комплексное развитие туристских территорий — от подведения дорог и создания необходимой инфраструктуры, до управления на начальном этапе туристическими объектами. Корпорация создана для того, чтобы стоять на стыке обязательств государства в части поддержки инвесторов, обеспечения развития необходимой инфраструктуры и строительства объектов. Мы также помогаем бизнесу получить доступ к мерам государственной поддержки, включая компенсации процентных ставок по кредитам и выделение субсидий.

Кроме того, Туризм.РФ при необходимости входит в уставной капитал совместных предприятий, выступая полноценным партнером. Взамен инвестор гарантирует, что доведет начатое дело до конца. Раньше предприниматель был уязвим от макроэкономических колебаний, и имел существенные риски получения объектов незавершенного строительства. Такие случаи встречались нередко. Сегодня благодаря существующим государственным механизмам поддержки, предполагающих включение Туризм.РФ, возникает гарантия того, что начатый инфраструктурный проект в конечном итоге будет реализован. Если появляются сложности, Корпорация будучи полноценным партнером бизнеса, выступает его опорой, помогает найти оптимальные решения, а главное — нацелена довести начатое дело до конца. В результате наши люди получат новые курорты, современные гостиницы и другие средства размещения.

— Один из самых масштабных проектов, с которым работает в настоящее время корпорация — строительство всероссийского курорта «Новая Анапа». Когда планируется представить окончательный мастер-план будущего курорта? Известно ли уже, как будут формироваться инвестиционные лоты для инвесторов?

— «Новая Анапа» является нашим проектом-флагманом. Там минимум будет построено 15 тыс. номеров — это один из крупнейших в современной России курорт с полной инфраструктурой. Там будут отели 3-, 4-, 5 звезд. Это более 800 гектаров застройки и 17 км песчаного пляжа. Вы знаете, что у нас в Сочи, например, галька, а Анапа богата песчаными пляжами — нам этого сейчас не хватает. Мы хотим, чтобы наши граждане получили такой прекрасный курорт. Он получится красивым: мы провели конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию. Несмотря на то, что победитель определен, мы объединили финалистов и создали координационный совет — все они будут участвовать в завершении мастер-планирования. В первой половине этого года мы закончим мастер-план и обеспечим всем заинтересованным предпринимателям возможность на конкурсной основе участвовать в приобретении доступных инвестиционных лотов.

— Вы отмечаете интерес к этому проекту среди потенциальных инвесторов?

— Интерес очень большой, компаний много — уже около 25 только из нашей страны.

— Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, курирующий туризм, пригласил принять участие в реализации этого проекта страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пообещав предоставить бесплатную землю для строительства отелей и льготы. Есть ли уже заявки? Каким странам интересно такое предложение?

— Есть интерес со стороны ЕАЭС. От ряда участников мы получили обращения по разным каналам. В ближайшее время определимся с возможными предложениями к ним. Думаю, что возможен большой международный проект. Это было бы отличным решением, потому что место очень хорошее и красивое, а главное — такой проект очень нужен нашей стране.

— На какой стадии находится разработка этого проекта?

— Инженерные изыскания уже закончены. Мы планируем, что первый этап введем к 2030 году. В первом полугодии 2024 года закончим детальный мастер-план и сформируем инвестиционные лоты, со второго полугодия можно будет предлагать их потенциальным инвесторам.

— Почему «Новая Анапа» — ваш флагманский проект?

— Это действительно мега-проект, находящийся в зоне особого внимания президента России. При поддержке правительства РФ, мы активно работаем вместе с профильными министерствами и регионом. При реализации проекта «подтянется» и социальная инфраструктура: большое количество рабочих мест, медицинские и реабилитационные учреждения. Пожалуй, это первый в новейшей истории страны столь масштабный проект строительства круглогодичного семейного пляжного курорта. Огромная береговая линия с мельчайшим песчаным пляжем, гостиницы, детские, спортивные и развлекательные центры, километры и километры пешеходных дорожек, зоны отдыха. Больше половины территории отведено под парковые зоны.

— Могут ли проекты, реализуемые в настоящее время Корпорацией, по социально-экономическому эффекту повторить и, возможно, превзойти эффект, который мы получили после Олимпиады?

— Правильное комплексное планирование и создание условий для устойчивого развития туристической инфраструктуры в России — залог успешной реализации огромного социально-экономического потенциала нашей страны. Эффект от этого может быть колоссальным.

— В настоящее время у Туризм.РФ есть планы по дальнейшему развитию олимпийского курорта «Роза Хутор». В каком направлении вы планируете развивать легендарный горный курорт, и в чем заключается эта необходимость?

— Рассчитывая на эффект Олимпиады, и мы закладывали определенный турпоток после нее, но он превзошел все наши смелые ожидания. Мы планировали от 1 до 2 млн туристов ежегодно, а получилось уже 3 млн. Нашим гражданам этот курорт полюбился, да и вообще вся Красная Поляна. Людей с каждым годом сюда приезжает все больше и больше. Спрос огромный. Поэтому планируется дополнительно развивать горный кластер в Сочи. Фактически территория полюбившегося всем «Роза хутор» вырастет в полтора-два раза. Мы закончили мастер-план продолжения территории вместе с инвестором — проект называется «Турьев Хутор». Это новые гостиницы 3-, 4-, 5-звезд на 1000 номеров с возможностью дальнейшего развития, более 58 километров новых шикарных горнолыжных трасс. Дополнительно обеспечим подведение подъездных дорог, регион получит более 1200 новых рабочих мест и дополнительные поступления в региональный бюджет.

Pro
Малый и средний бизнес редко имеет финансовый план: как его составить
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией