Зодчие будущего, 12 мар, 10:15

Юсуфов: «Темп урбанизации на Юге и Северном Кавказе будет замедляться»

Темпы урбанизации на Юге будут замедляться из-за комфортного уровня жизни на селе. Рурбанизм и цифровизация АПК будут способствовать раскрытию потенциала для внутренней миграции в малые города
Читать в полной версии
Фото: Личный архив Руслана Юсуфова

О том, каким будет город будущего, как может выглядеть Юг через 50 лет и как высокие технологии ведут молодежь в село, в эфире РБК ТВ Юг рассказал футуролог, исследователь, основатель и управляющий партнер MINDSMITH Руслан Юсуфов.

— В мировом масштабе процесс урбанизации продолжается быстрыми темпами. Несмотря ни на какие геополитические процессы, растет количество городского населения. На ваш взгляд, насколько Россия вписывается во все урбанистические тренды, которые сейчас происходят в мире? Есть ли тенденции, которые Россию отличают от других стран?

— Мир очень разный. Если взять только количественный или качественный показатели урбанизации, то даже отталкиваясь от них, мы не увидим полной картины. Например, есть страны, вроде Катара, Бельгии или Израиля, там процент населения, который проживает в городах, превышает 90-92%. Но население этих стран не превышает население одной Москвы. Сами страны между собой очень сильно отличаются по качеству жизни. Если мы посмотрим на темпы урбанизации, например, то неоспоримыми лидерами будут страны Африки и Ближнего Востока, Уганда или Оман.

Если говорить о мировых трендах в урбанизации, то темп переселения людей в города в России значительно ниже, чем среднемировой, в том числе в сравнении со странами, близкими нашему уровню урбанизации. Здесь мы схожи с Германией. Статус самой крупной державы также придает нам специфики.

Также тренд переселения в города надо накладывать, например, на доступность интернета. В России доступ к интернету имеют 130 млн человек или 90% населения. Для сравнения, страны южной Европы, Кипр или Греция, имеют уровень подключенности к интернету только несколько десятков процентов, может быть 30%. При этом в сельских регионах он, в принципе, может быть, недоступен. С учетом того, как меняется среда, в которой живет человек, мы будет вытаскивать «цифру» в физический мир и насыщать мир дополненной реальностью. Может быть даже пространство для нас будет выглядеть по-разному.

— На Юге доля городского населения заметно ниже, чем в остальной России. То есть 63% в ЮФО, около 50% в СКФО. На ваш взгляд, насколько юг страны специфичен с точки зрения урбанистики территории и в целом как все климатические, геополитические условия сказываются на облике южных городов?

— Человек в принципе может жить за чертой города, оставаясь в современном контексте, и этому способствует так называемая рурбанизация — распространение городских форм и условий жизни на сельскую местность. Если 20 лет назад невозможно было представить себе человека, который в сельской местности имеет все блага цивилизации, то сегодня достижения в области и логистики, технологий и передачи данных во многих сферах, конечно, стирают границу между горожанином и жителем сельской местности.

Темп урбанизации Юга и Северного Кавказа вряд ли ускорится, потому что все эти блага цивилизации, о которых мы говорим, они повсеместно стали доступны без переезда в город. Человек сохраняет преимущество проживания за пределами города, у него нет стресса, у него лучше климат, у него нет безумного трафика, то темпы могут даже замедлиться. Согласно одному из опросов, больше 40% россиян мечтают поменять жилье в городе на дом за городом и даже переехать в другой регион, подальше от городской суеты. Из этих 40% около 20% мечтают о доме в Краснодарском крае, на Кавказе, в Крыму. Так что, это может быть большим нераскрытым потенциалом для внутренней миграции, когда люди оставляют свой образ жизни, но при этом значительно улучшают условия своей жизни.

— Но можно ли в этом контексте прогнозировать, что ускорится развитие малых городов, малых населенных пунктов, станиц, что актуально для юга? Будет ли туда приток населения за счет этого развития? Можно ли это прогнозировать?

— Здесь должен появиться тот, кого называют стейкхолдером — заинтересованная сторона для развития. Само по себе это не произойдет. Давайте подумаем, кому это может быть нужно. Это может быть интересным для бенефициаров развития внутреннего туризма. Мы видим, что он сейчас на подъеме по очень разным причинам. Есть такой тренд, который связан с радикальной сменой образа жизни. Например, когда-то офисный сотрудник уезжает в село, в деревенский дом, который достался ему от дедушки с бабушкой и он что-то возделывает на прилегающей земле. Другой горожанин вовсе купил себе несколько га земли и стал производителем фруктов. С учетом того, как сильно сегодня сельское хозяйство и сельскохозяйственные технологии переплетены с высокими технологиями, это может быть очень симпатичным для молодых людей, у которых есть желание работать на земле и развиваться в области высоких технологий.

— Учитывая все, что мы обсудили, потребуются люди с новыми компетенциями, и для них потребуется новое пространство. В связи с этим город будет меняться от компетенций до изменений города. Как именно? Есть ли понимание, как именно город будет меняться в связи с новыми компетенциями, которые появятся у людей? Как это все отразится на дистанции в 10, 20, 50 лет?

— Очень сильно зависит от того, каким будет этот город. Вот если мы возьмем с вами города в Кремниевой долине, там есть определенные запросы и потребности просто из-за того стартапов. Там много инвесторов, нужны айтишники, но аграрий там будет менее востребован, чем в других регионах. Если попробовать поразмышлять о каком-то сквозном наборе компетенций, они универсальны для всех людей, мы с вами должны научиться учиться. Это фундаментальная задача для любого человека, потому что мы поменяем свою жизнь с десяток профессий. Уже не получится выучиться на юриста и всю жизнь быть юристом. Ключевая компетенция — уметь учиться.

Но есть какие-то специфические особенности. Если мы с вами попробуем прогнозировать развитие Юга в контексте сельского хозяйства, что очевидно и приходит на ум в первую очередь, то мы должны поразмышлять, а каким будет сельское хозяйство завтра? Кто там потребуется? Наверное в сельском хозяйстве будет развиваться кибербезопасность, будет развиваться машинное зрение в комбайнах, будет больше дронов, будут развиваться облачные технологии, которые будут отличать все виды сорняков от всех видов других культур.

— Будущее российских городов, каким оно будет? Учитывая все сложившиеся климатические, демографические условия, по какому пути будут развиваться города в обозримом будущем, если прям по пунктам расписать, как изменится их облик, что мы увидим уже в обозримом будущем?

— Я думаю, города будут становиться «умнее». Речь не только о том, чтобы поставить «умный» светофор или еще одну «умную» камеру видеонаблюдения. Это о среде для человека, которая позволяет обеспечивать более высокий уровень безопасности, комфорта, меньший стресс, меньший вред экологии. Осознание того, как разные элементы городской среды влияют друг на друга, на человека, на окружающий мир и способность уменьшать негативные последствия, мне кажется, вот об этом «умный» город.

В любом случае мы будем все больше видеть в городах автономных систем, все большее внедрение искусственного интеллекта. Уже сегодня нас не удивляют роботы-курьеры, автомобили с частичным автопилотом. Таких автомобилей с большей глубиной беспилотности будет только больше. Но мы должны понимать, что поменяется и инфраструктура. «Умный» автомобиль должен ехать по «умной» дороге, коммуницировать с «умными» знаками, а на заправке сообщиться с «умной» колонкой, чтобы заправить ровно 40 литров. Это потребует построения принципиально другой инфраструктуры для того, чтобы этот город работал и старая инфраструктура не тянула за инновации за собой вниз, а позволяла им развиваться. Так как дронам, да и любой системе на основе искусственного интеллекта необходима обработка данных, понадобится собственный центр обработки данных, может быть, даже целый район города, который заполнен дата-центрами.

Если в масштабах города будут внедрены технологии, например, дополненной реальности, то и архитектура, и инфраструктура будут адаптированы именно под них. Для любого горожанина город будет представляться разным. Я буду смотреть на здание, и оно будет у меня раскрашено в цвета моего банка, а вы будете смотреть на то же здание по-своему. Вполне возможное будущее, когда город будет нам даже виден по-разному. Очень бы хотелось, чтобы возможности человека расширялись, но при этом мы про человека не забывали.

— Интересно в контексте переплетения истории и новых технологий поговорить об исторической застройке в городах юга. Практически все они озадачены тем, как сохранить свой облик, историческое наследие. Существует ряд запретов на строительство в центрах городов, на строительство в прибрежных зонах. Стоит ли в целом уделять этому столь большое внимание в нынешних реалиях? И как новым технологиям не разрушить то наследие, которое, собственно, есть в городах Юга?

— Ключевой вопрос, стоит ли уделять внимание. Здесь сразу мне вспоминается цитата Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Стоит, потому что это наше великое прошлое, великая история. Другой вопрос, как его сохранить? Мы понимаем, что бережное отношение к историческому архитектурному наследию это важно. Еще это важно для сохранения идентичности тех народов, которые здесь проживают.

Давайте посмотрим на это с точки зрения бизнеса. Это огромные возможности для туризма. Также есть множество исследований, которые подтверждают, что историческое наследие повышает стоимость недвижимости, которая рядом с ним находится.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Рабочие реалии кардинально изменились: как не стать начальником из мемов
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса