Кавказ, 18 июл, 10:00

Солодов: экспортная роль СКФО будет расти с развитием МТК «Север-Юг»

Вице-президент РЭЦ Алексей Солодов — об экспортном потенциале СКФО и продвижении региональной продукции на мировом рынке.
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба РЭЦ

Около тысячи предприятий СКФО в настоящее время экспортируют свою продукцию, при этом их число постоянно растет. Основными внешнеторговыми партнерами пока остаются страны СНГ и Ближнего Востока, однако выход на рынки ОАЭ и Турции открывает перед экспортерам Северного Кавказа гораждо более широкие горизонты. О том, какие товары поставляют на внешние рынки региональные компании и какую поддержку им готовы оказать власти, РБК Кавказ рассказал вице-президент Российского экспортного центра Алексей Солодов.

От Ирана до Китая

— После введения санкций в отношении России Северный Кавказ приобрел особое значение: через него проходят транспортные коридоры в сторону глобального юга, в том числе «Север–Юг», который сейчас стремительно развивается. Какие изменения произошли в структуре экспорта региона в связи с перестройкой логистических потоков?

— После сокращения торговли с недружественными государствами естественным образом стали расти товарные потоки по другим направлениям. Большинство республик Северного Кавказа нарастило объем экспорта за последние два года.

Если говорить непосредственно о цифрах, то в 2021 году на долю недружественных стран приходилось только порядка 15% экспорта предприятий СКФО, сейчас их доля стала еще меньше. В то же время наращиваются поставки в Иран, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Китай. По мере развития транспортного коридора «Север–Юг» транзитная роль Северного Кавказа будет только возрастать. Это не только наши оценки, это объективная реальность.

— Увеличивается ли количество компаний, которые ведут внешнеэкономическую деятельность?

— Сейчас в СКФО почти тысяча экспортеров. В 2023 году количество обращений в РЭЦ от предприятий округа увеличилось, думаю, по итогам текущего года тоже будет рост. Есть крупные компании, которые традиционно представляют на мировой рынок минеральные удобрения, полиэтилен, бытовую химию, монокристаллы, счетчики электроэнергии и т. д. Достаточно развито сельское хозяйство, для него по понятным причинам в СКФО очень благоприятный климат. Поэтому в больших объемах экспортируются зерновые, пшеница, ячмень, кукуруза и мясо. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности производят такие экспортные продукты, как подсолнечное масло, муку, алкогольную продукцию. В связи с тем, что в регионе достаточно много источников минеральных вод, эта продукция также является важной статьей экспорта.

Есть еще сотни малых и средних предприятий, которые экспортируют разные товары — от настенных обогревателей до рыбных консервов. Новым направлением экспорта в 2023 году стали поставки пшеничной муки в Иран и мясных изделий в Грузию. В разы выросли поставки кормов для животных в Азербайджан. В целом наблюдается общий тренд — переход в экспорте от сырья к товарам с более высокой добавленной стоимостью, что для нас очень хороший сигнал.

Точки роста

— При этом и Азербайджан, и Иран являются давними торговыми партнерами СКФО. Как изменился товарооборот с этими странами?

— Все так, но производственные мощности не безграничны. Когда были открыты рынки западных стран, основной поток продукции шел туда, объемы поставок и количество экспортируемой номенклатуры в государства СНГ и БРИКС были существенно меньше. А когда ситуация изменилась, изменились и условия, и основные импортеры. Поэтому можно смело говорить о том, что это новый толчок в наших экспортных взаимоотношениях с этими странами.

— Вы уже упомянули сельское хозяйство, которое активно развивается на Северном Кавказе. Как вы считаете, достигнут ли потолок экспортных возможностей в этом направлении?

— Продовольствие — это базовая потребность человека, поэтому его потребление остается достаточно стабильным. С учетом того, что население планеты постоянно растет, спрос на сельскохозяйственную продукцию увеличивается. Агроэкспорт демонстрирует значительный рост в последние годы, удвоившись в текущих ценах.

При этом Российский экспортный центр играет ключевую роль в стимулировании выхода российской продукции АПК на международные рынки. Ожидается, что к 2030 году объемы агроэкспорта могут достичь $55 млрд. Это свидетельствует о значительном потенциале российского агропромышленного комплекса и о его способности укреплять позиции страны.

Шесть стран не предел

— Как вы оцениваете работу регионов СКФО в продвижении своей продукции? Насколько активно они участвуют в выставках, организуемых РЭЦ?

— Предприятия округа активно представляют свою продукцию в шоурумах Российского экспортного центра. Напомню, что эти постоянные точки присутствия направлены на продвижение продукции агропромышленного комплекса на зарубежных рынках. Сейчас они открыты в 6 странах: Китае, Вьетнаме, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте и Саудовской Аравии. Во всех павильонах представлены в том числе экспортеры из СКФО. Причем важно отметить, что ОАЭ и Турция являются своего рода хабами, то есть, выставляя продукцию в этих странах, компания получает возможность продвигать ее еще и в сопредельных государствах.

СКФО представляет в наших шоурумах минеральную воду, коньяк, виски, вино, шоколадные злаковые конфеты, жареные семечки, снеки. Но ассортимент хотелось бы расширить, потому что потенциал округа мы оцениваем достаточно высоко.

— В конце 2023 года вы говорили о том, что турецкие импортеры заинтересовались российским вином, одна из компаний из СКФО вышла на этот рынок. Насколько российские виноделы заметны на мировом рынке и насколько активно пользуются вашей поддержкой?

— Пока наибольшим спросом на мировом рынке пользуется не вино, а крепкие спиртные напитки, произведенные на Северном Кавказе. Прежде всего коньяк, хотя за рубеж поставляют и другие товары: водку, виски, настойки. Главный рынок сбыта — страны СНГ. Также алкогольная продукция отправляется в дальнее зарубежье и Китай.

Если говорить непосредственно о винах, то это тоже экспортный товар для СКФО. Производители вина обращаются к нам с просьбой разместить продукцию во всех наших павильонах, найти покупателей в других странах. Неоднократно поступали запросы на поиск партнеров в Африке, и пока мы решаем эту задачу через участие потенциальных экспортеров в бизнес-миссиях и выставках.

— В прошлом году общая поддержка экспорта регионов СКФО достигла значительной отметки в $154 млн. Основная доля этой поддержки (58,6%) была направлена на развитие экспортных возможностей предприятий химической промышленности. Значительную часть (19% от общего объёма) получил агропромышленный комплекс. Оставшаяся часть финансирования была распределена между другими ключевыми отраслями — это фармацевтическая и косметическая промышленности, машиностроение, лесопромышленный комплекс и металлургия.

Все сказанное демонстрирует многообразие экспортного потенциала СКФО и готовность региона поддерживать различные секторы экономики. Так, в 2023 году поддержку РЭЦ получило более 1,5 тыс. экспортеров СКФО, что свидетельствует о масштабной работе по стимулированию экспортной активности и укреплению экономических связей региона с внешним миром.

Прогнозы на этот год позитивные. Есть видение и позиции по наращиванию поддержки. Сейчас ведется работа по продлению нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», где будут заложены показатели, которые позволят развивать внешнеэкономические отношения и увеличить вклад СКФО в экспортную деятельность России.

Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше