Кавказ, 23 июн 2023, 13:18

Ректор ЮФУ: Вузы способны обеспечить технологический суверенитет страны

Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко рассказала РБК ТВ Юг о том, как меняются задачи вуза в ответ на геополитическую ситуацию и почему наука должна быть открыта миру
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба ЮФУ

— В рамках Петербургского экономического форума состоялась дискуссия, посвященная реализации проекта «Приоритет-2030». Как вы оцениваете участие Южного федерального университета в программе? Какие есть первые результаты?

— Для Южного федерального университета участие в программе «Приоритет 2030» имеет важное значение. Оно дает возможность сфокусироваться на приоритетах в стратегии развития. Сделать ключевые ставки, которые будут обеспечивать устойчивое развитие университета на ближайшие 10-15 лет как в научных направлениях, так и в трансформации образовательных процессов, происходящих в ответ на сегодняшнюю геополитическую ситуацию.

Наиболее важен результат в трех составляющих. Первая связана с развитием передовых научных школ, которые работают на самых продвинутых мировых фронтирах. Здесь задача университета — обеспечивать исследовательское лидерство, не только для ЮФУ, Ростовской области, но и для страны в целом. Мы не можем лидировать во всем круге реализуемых в науке проектов, но можем решать конкурентные фундаментальные исследовательские задачи. Они связаны с нейронауками, с экологией, с материаловедением, с синхротронно-нейтронными исследованиями, с общественно-гуманитарными, политическими процессами.

Вторая задача, которую мы решаем, — это технологический суверенитет, инновационное развитие страны и территории, на которой мы располагаемся. Программа «Приоритет-2030» дает нам возможность работать более адресно и плотно с нашими индустриальными партнерами, с правительством Ростовской области, для того чтобы мы могли быстро и адекватно реагировать на кадровые запросы и задачи, связанные с технологическими решениями, необходимыми для обеспечения технологического суверенитета в будущем.

Третья задача связана с подготовкой кадров, здесь мы разрабатываем самый широкий спектр механизмов проектного обучения, индивидуальных траекторий, развитие фундаментального образования. Образовательная доктрина университета базируется на целом ряде принципиальных для нас позиций. Это разворачивание широкого круга программ дополнительного профессионального образования и дополнительного образования для всех возрастов, начиная от дошкольного и школьного возраста и заканчивая профессиональным миром. И конечно, задачи, связанные с развитием передовой инженерной школы. С точки зрения развития, для нашего университета это большой вызов, поскольку мы понимаем, что внимание к университетам со стороны государства и наших индустриальных партнеров достаточно высоко. Важно быстро и качественно реагировать на образовательный запрос как от партнера, так и обучающегося.

Все это заставляет нас трансформировать форму управления университетом, делать его более открытыми с точки зрения участия Наблюдательного совета ЮФУ и ученого совета, а также участия всех заинтересованных сторон в развитии университета. Это и поиск новых финансовых организмов, которые смогут в условиях дефицита с одной стороны и выявления новых возможностей с другой давать экономическую устойчивость в решениях, которые мы принимаем.

— В России разрабатывают новую систему высшего образования. Считается, что она будет более практико-ориентированной. Сколько времени потребуется ЮФУ, чтобы перейти на новую систему? Что нужно учесть при переходе?

— Конечно, мы участвуем в дискуссии, которая связана с эволюцией высшего образования. Задача, которая поставлена президентом страны, звучит немного по-другому. Она говорит о том, чтобы мы взяли положительный опыт суверенной системы высшего образования советского периода и тех новаций, которые были внедрены за последние 30 лет.

Главная задача, которую мы должны решить, — правильное соотношение и соизмерение фундаментальный подготовки по конкретной профессии или отрасли знаний. Здесь мы столкнемся с несколькими вызовами. Сегодня отмечена достаточно высокая мобильность в образовании не только в географическом смысле. Меняются профессии, много идет дискуссий о профессиях будущего, но при этом мы можем понимать, какой будет их востребованность лишь на ближайшие три — максимум пять лет. Какие специалисты будут востребованы через 10-15 лет — это уже к футурологам, хотя мы, конечно, тоже стараемся прогнозировать тренды.

Задача исследовательских университетов заключается в том, чтобы предвидеть технологические тренды. И с этой точки зрения уже сейчас формировать те команды и тот пул образовательных программ, которые эту кадровую петлю будут закрывать. С другой стороны, мы должны очень оперативно реагировать на кадровые запросы со стороны компаний и предприятий в силу объективных обстоятельств политической и даже военной ситуации, в которой мы сегодня оказались. Это для нас тоже серьезная работа.

Третье, что мы должны понимать: процесс образования осуществляется для молодого человека, у которого есть свои амбиции, задачи, поэтому от его сформулированного запроса также будет зависеть срок реализации образовательных программ, их наполнение, глубина погружения в ту или иную составляющую — фундаментальную или практико-ориентированную.

Университеты буквально заставят думать, как организовывать пространство, как реагировать на развитие междисциплинарности как тренда в образовании и науке, как провести параллель между потребностью в региональном сегменте рынка труда и федеральном.

По срокам спрогнозировать это сложно, но мы уже многое в своем университете внедряем так, чтобы это происходило наиболее безболезненно для наших студентов, с сохранением всех прав и гарантий качественного образования и, конечно, для профессорско-преподавательского состава. Во всем, что мы будем делать, мы будем опираться на собственное понимание того, каковы наши возможности и ключевые направления, каков наш кадровый потенциал.

— В связи с эволюцией высшего образования, с какими пожеланиями крупный и средний бизнес обращается к ЮФУ?

— Есть два противоречивых запроса — с одной стороны, требуются «специалисты здесь и сейчас», а с другой — это подготовка кадров, которые умеют создавать технологии будущего. Существует запрос как на линейных инженеров, так и на тех разработчиков, команды, которые могут решать крупные комплексные программы. У нас много запросов в области социально-гуманитарной сферы, педагогики. Педагогический дизайн динамично меняется в высшей школе. Конечно, меняются запросы, которые связаны с подготовкой кадров высших квалификаций. Мы диверсифицируем свои программы. Мы являемся крупнейшим поставщиком кадров для исследовательского сектора, в том числе корпоративного, не только на Юге страны, но и в тех ключевых отраслях, с которыми мы работаем.

Наша задача — сделать так, чтобы университеты оставались центрами закрепления молодежи, чтобы они хотели здесь жить, оставались, гордились своими предшественниками и работали над созданием будущего нашей страны.

— Будет ли меняться идеология исследовательского университета в ЮФУ?

— Мне кажется, что идеология исследовательского университета с тех пор, как ее еще наш ректор Ростовского государственного университета Юрий Андреевич Жданов сформулировал, не меняется. Университет — это научная организация, где учатся студенты, с точки зрения смысла это так. Меняются только формы, меняется механизм организации исследовательского протокола, управления. На первый план выходят задачи, которые связаны с формированием перспективного кадрового состава. Если есть кадры, то ты можешь реагировать и на меняющиеся запросы, и на внешнюю и внутреннюю среду, и, конечно, на те тренды, которые сегодня появляются в науке на очень больших скоростях.

Пока мы с вами это обсуждаем, выходит минимум 20 статей в области биологии, и это только в нашей стране, создаются и патентуются новые технологии. Информационный мир серьезно ускоряет эти процессы, но с точки зрения смысла, университет — это научная организация, где учатся студенты, в основании всегда будет наука. Очень важно, чтобы фундаментальные науки поддерживались на государственном уровне и на уровне принятия решений.

— Весной вы вошли в состав Совета по науке и образованию при Президенте РФ. С какими предложениями по усовершенствованию системы высшего образования выступаете лично вы?

До того, как я стала ректором, я работала в большей степени в научном секторе. Сейчас нам предстоит большая работа над корректировкой Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Как вы знаете, в этом году принята концепция технологического развития страны, и на площадках Совета, и в профессиональном сообществе, в кооперации с нашими партнерами, будут обсуждаться формы реализации этой концепции. Соответственно, корректировка стратегии — это одна из ключевых задач.

Сейчас мы с группой работаем над задачей, которая касается продвижения науки и технологий за рубежом, чтобы мы не остались замкнутыми. Наука должна оставаться открытой миру. Мы понимаем, что нужны новые формы и решения по научной дипломатии, миссии университетов по развитию международного сотрудничества.

Третья важная область, над которой я работаю, связана с развитием кадров. Это прежде всего формы поддержки кадрового состава университета, подготовка кадров высшей квалификации и все, что связано с решениями в области аспирантуры, профессорско-преподавательского состава, привлечения исследователей, закрепления и выстраивания долгосрочной карьеры. Это те важные задачи, которые точно будут в фокусе моего внимания.

Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить