Итоги 2024 года, 24 дек, 12:04

Хуснуллин: От Петербурга до Севастополя — без светофоров и перекрестков

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин — о курортах Юга и импульсах для внутреннего туризма
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба Стройкомплекса РФ

Азово-Черноморский регион — одна из ключевых точек роста на карте России. Здесь сбалансированы все структуры экономики: крупный транспортно-логистический хаб, развитое сельское хозяйство, строительный сектор и, конечно, туризм. За последние десять лет после проведения Олимпийских игр в Сочи и присоединения Крыма в 2014 году в регионе не останавливается большая стройка. О том, какие перемены ждут туристов и жителей юга России, в интервью журналу «РБК+Юг» рассказал заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин.

— Марат Шакирзянович, регионы юга России сегодня играют стратегически важную роль для всей страны. Как вы оцениваете потенциал юга? Какие основные приоритеты заложены в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни»?

— В своей работе по региональному развитию мы используем комплексный подход. Это значит, что строительство необходимой инфраструктуры для комфортной жизни людей должно быть взаимоувязано между собой для наибольшего эффекта. Это жилье, дороги, расселение аварийного жилья, благоустройство городских пространств, модернизация коммунальной инфраструктуры, обновление общественного транспорта, социальной инфраструктуры — буквально все то, что ежедневно касается каждого гражданина.

Такие задачи мы будем решать в новом нацпроекте «Инфраструктура дли жизни», который стартует с 2025 года. Центральный элемент, вокруг которого мы выстраиваем все планы, — это жилье. В прошлом году в целом по стране мы достигли рекордных показателей — более 110 млн кв. м.

Если говорить о юге, то здесь также хорошие результаты, и это определенно основной приоритет в развитии данного макрорегиона. В Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Адыгея и Республике Крым, а также в Севастополе в прошлом году ввели 13 млн кв. м жилья — это около 12% от общего объема по стране.

При этом Краснодарский край и Республика Адыгея — лидеры по жилищному строительству в 2020-2023 годах, исходя из динамики ввода жилья и объемов строительства на душу населения.

— На совещании по вопросам развития юга и Приазовья с президентом Владимиром Путиным вы отметили, что дороги в этом регионе — это самая большая стройка в стране. Какие основные этапы по созданию нового транспортного каркаса Азово-Черноморского кластера вы можете выделить?

— Мы проводим большую работу по развитию дорог Азово-Черноморского кластера. В него входят 9 регионов: 7 имеют выход к Черному и Азовскому морям, еще два — ЛНР и Республика Адыгея — находятся в непосредственной зоне тяготения. Среди наших приоритетных задач — как строительство новых трасс, так и приведение в нормативное состояние подъездных дорог к побережью и горнолыжным курортам.

Уже многое сделано. Например, введены такие знаковые объекты, как трасса «Таврида» от Керчи до Севастополя, проведена реконструкция сухопутного коридора в Крым. Также можно отметить запуск в прошлом году движения на обходе Аксая Ростовской области и дальнем западном обходе Краснодара. Они расположены на трассе М-4 «Дон» — главной магистрали южного направления.

До конца года планируем завершить работы на скоростном участке от Краснодара до Крымского моста. В результате получится бесшовный маршрут протяженностью около 2600 км между Санкт-Петербургом и Севастополем — без светофоров и перекрестков!

Среди наших приоритетных проектов — строительство дороги Джубга — Сочи. Она кардинально изменит экономику южных регионов, даст толчок еще большему развитию Черноморского побережья и дополнительному росту туристического потока. Проект технически очень сложный, и нам предстоит выполнить колоссальный объем работ.

Кроме того, занимаемся модернизацией маршрута вокруг Азовского моря — внутреннего моря России. Этот маршрут уже сформирован — более 1,4 тыс. км. Здесь планируется и строительство обходов населенных пунктов, и расшивка узких мест.

Также продолжаем модернизировать трассу М-4 «Дон» и приводить в нормативное состояние подъездные дороги к побережью.

— Юг России остается неизменным центром внутреннего туризма. Какая работа ведется для увеличения туристического потенциала юга?

— Курорты юга — очень важное направление. Для развития туризма и увеличения турпотока важно заниматься всесторонним обновлением инфраструктуры. Причем во всех направлениях — это и строительство, и транспорт, и социальная сфера, и культурно-досуговая и так далее. Кроме того, нужно создать все условия для привлечения как малого и среднего бизнеса, так и крупных инвесторов.

В субъектах успешно реализуются механизмы регионального развития, в том числе работа ведется в рамках «Инфраструктурного меню». И конечно, это тоже оказывает огромное влияние на развитие юга и повышение его туристической привлекательности. Эта работа в том числе будет продолжена в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

Огромный импульс развитию внутреннего туризма, конечно, дают качественные дороги. О наших планах в этом направлении я вам уже рассказал. Важно, чтобы дороги были обустроены всей необходимой инфраструктурой и услугами, чтобы поездка на автомобиле или автобусе была комфортной во всех отношениях.

У нас в целом стоит задача поменять ситуацию в ЖКХ. В новом нацпроекте предусмотрели отдельный федеральный проект. Для обновления коммунальной инфраструктуры в том числе продолжим использовать инструменты поддержки регионов из так называемого инфраструктурного меню — инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации.

— Ранее вы заявляли о важности развития опорных населенных пунктов на юге России. Что ждет жителей этих опорных пунктов?

— Задачу по развитию опорных населенных пунктов поставил перед нами президент. Нужно улучшить там качество среды для жизни на 30% к 2030 году.

Приоритеты у нас единые для всех регионов: строить жилье и дороги, комплексно развивать социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру, формировать комфортную городскую среду, обеспечивать дальнейшее развитие экономики на местах. Делать все для повышения качества жизни россиян, в том числе жителей Азово-Черноморского макрорегиона.

Также отобрали населенные пункты для формирования их мастер-планов, которые будут включать все городские проекты в одном документе, что позволит видеть полную картину для принятия управленческих решений и облегчит привлечение инвестиций.

В целом по развитию юга России есть хорошие результаты, но впереди еще много задач. Так что будем работать дальше.

Другие материалы о ключевых драйверах развития экономики юга России – в новом мультиформатном проекте «Юг ждет круглый год»

Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Каждый пятый вернется и оплатит: 4 ловушки для покупателя
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется