Бондарь: Архитектурные вкусы обществу должны диктовать специалисты
Виталий, вы были советником мэра по вопросам сохранения исторического наследия, хотя и в течение недолгого срока. Успели понять, как работает изнутри система общения мэрии с общественниками? Значат ли что-то для мэрии рекомендации экспертов и советников?
- Я был советником с октября 2015 года до конца января 2016. Изнутри ничего не видел – я был внештатным советником, появлялся в городской администрации 2 или 3 раза и не успел составить мнения за этот небольшой промежуток времени.
Я занимался там тем, чем и до этого, но в новом статусе. Но при первой же сложной ситуации мэрия повела себя, на мой взгляд, некорректно. Когда встал вопрос об исполнении закона или сохранении хороших отношений с религиозной организацией – выбор пал на сохранение отношений (речь о строительстве храма на территории Всесвятского кладбища –прим. ред.). Это при том, что приход закон открыто нарушал. Для меня вопрос был принципиальным, поэтому я покинул свой пост.
Общественный совет при главе города примерно в это же время тоже самораспустился, общественники высказывали много недовольства тем, как мэрия с ними общается...
- Мой опыт в качестве советника мэра здесь совершенно ни при чем. Что касается совета – когда он создавался, я говорил, что мы двинулись, на мой взгляд, не по тому пути. Я общаюсь с муниципальными и государственными органами власти с конца 90-х годов, и у меня сложилось особенное представление о том, как нужно действовать. Необходимо выстроить систему общения, при которой общественный совет посылает в мэрию запрос по конкретной ситуации, а власти обязаны ответить (по 59 ФЗ). Если нужно привлечь внимание общественности, то этот запрос делается публично. Но все пошло по другому пути.
Власти, конечно, повели себя очень грамотно, решили контролировать возникшее общественное движение, создали совет при главе города. Действительно, были собрания, на которых присутствовали в т.ч. и "неудобные" мэрии люди, высказывали замечания, пожелания, мэр призывал своих подчиненных прислушиваться к мнению совета.
Но в результате, на мой взгляд, эффективность этого взаимодействия с городской властью стремилась к нулевым показателям. Собраний было довольно много, но очень мало было реальных результатов. Постепенно это все начали понимать, поэтому было решено совет распустить. Это решение далось нелегко. Сейчас неравнодушные люди работают в виде движения "Помоги городу", который возглавляет Елена Шувалова, руководившая существовавшим ранее Советом при мэрии. Вся эта история помогла создать общество молодых, талантливых, неравнодушных людей, которые готовы действовать. Это главное.
Вы считаете, что сотрудничество с мэрией в таком виде будет более продуктивным, чем в виде Совета при главе города?
- Я не знаю и не буду тут пророчествовать. Сейчас сложная политическая ситуация в городе, мэр собирается идти на выборы в Госдуму, все ждут, что будет дальше. И давать сейчас прогнозы было бы неблагодарным делом.
Вы часто говорили о том, что мэрия полна понимающих чиновников, но они часто не могут противиться чиновникам краевой администрации и силовикам. Но в 2015 году власть на Кубани сменилась. Вы видите реальные изменения?
- Как-то на собрании общественности один из бывших главных архитекторов Краснодара сказал: "Если хотите, чтобы в городе была архитектура, перережьте телефонный провод между краевой администрацией и городской". Очень хорошо было сказано, но поздновато, как и все, что сейчас происходит в области архитектуры.
Мы слишком поздно задумались об историческом центре, о силуэте города. Об этом надо было думать 15 лет назад, тогда еще можно было что-то спасти. Сегодня исторического силуэта города нет, и нужно себе в этом признаться. И можно сейчас занимать хоть 8 жестких позиций, но его не вернуть. Никто не уберет сейчас здание "Кубань кредита", "Сбербанка","Мариотта" в историческом центре.
Важно не забывать, что разрушение исторического силуэта города началось с конца 70-х, когда за "Дворцом пионеров" поставили "свечку", когда на улице Красной построили этот страшенный "чемодан" рядом с Филармонией. Тогда и было положено начало разрушения силуэта города и вообще исторического центра. Но, конечно, отказываться от нынешних идей краевой администрации по предотвращению высотного строительства в городе было бы глупо, за это нужно "зацепиться".
Что касается реальности действий властей. Смотрите, пришла новая команда, ей нужно о себе заявить. Как? Нужно изучить общественное мнение и посмотреть, что волнует народ. Ага! Народ волнует проблема застройки исторического центра, значит надо стать во главе этого волнения. Тем более, проблема уже стоит не так остро, как в 2006 году, например.
Весь вопрос упирается в исполнение этих заявлений власти. Можно сообщить прессе, что губернатор поставил задачу, а все отдали честь и выполняют. Но тут же возникают вопросы: в какие сроки, на каких юридических основаниях и за какие средства это будет исполнено? Потребуются серьезные затраты, чтобы даже определить предметы охраны в центре, без этого не получится сделать полноценный раздел в Генплане. Кроме того, Генплан требует топосъемки. Так что в этом вопросе я пока скептик.
То есть все преимущественно остается на уровне разговоров?
- Понимаете, в краевом департаменте архитектуры и градостроительства работают профессионалы, все в своей работе знающие и понимающие. Но они вынуждены подстраиваться под команды сверху. Они конечно стараются это сделать профессионально, но есть такая шутка: "бригада отделочников выполнит работы быстро, дешево и качественно. Выберите из этих трех позиций две".
Если все будет происходить быстро, то это не может быть качественно. Поэтому самое главное сейчас – не "пороть горячку". Ни в коем случае нельзя быстро определять границы исторического поселения. Они сейчас прописаны в законе края так, что по сути растянуты по каким-то крайним точкам, в которых расположены отдаленные памятники. Если мы сейчас введем историческое поселение в этих границах, то у нас центр замрет, я имею в виду строительство. Я сейчас говорю не о высотных домах, а о нормальном пространственном развитии, которое войдет в противоречие с законодательством. Если мы хотим, чтобы город развивался, мы должны сократить границы исторического поселения. А памятники, которые не будут входить в эти границы, все равно сохранят и свой охранный статус и все сопутствующие ему ограничения.
Как Вы считаете, Генплан Краснодара после внесения правок станет качественно лучше? Или это скорее "косметические" изменения?
- Я не специалист в этом вопросе и прогнозировать здесь что-то не брался бы. Я думаю, что в нашей ситуации, лукавить и делать залепуху никто бы не стал. Мне кажется, у специалистов не было мысли сделать что-то поверхностное.
Другое дело, что качество зависит от средств, которые есть на выполнение работ. И мы прекрасно знаем, что средств в бюджете нет. Я слышал от хороших специалистов, что они не готовы браться за эту историю бесплатно. Можно сколько угодно назначать ответственных, давать задания, но выполнить эту работу силами только работников госорганов не выйдет. Как я понимаю, нужно объявлять нормальные торги, чтобы на отдельные виды работ выходили серьезные организации, так как у них есть хорошие специалисты, которые эту работу смогут выполнить. Только так мы получим хороший результат.
Чиновники при подготовке корректировок в Генплан учитывали мнения экспертного сообщества?
- У меня сразу возникает вопрос, что подразумевается под экспертным сообществом? Последнее время в нашей культурной среде слово "эксперт" уже изнасиловали. У нас любой человек, который сообщает свое мнение, уже называется журналистами "экспертом". Эксперт – это очень редкий тип специалиста. Не всякий специалист даже в своей области может иметь экспертное мнение.
На Ваш взгляд, сколько в регионе и Краснодаре есть реальных экспертов в сфере градостроительства и архитектуры? Они готовы принимать участие во всей этой истории с Генпланом?
- Если говорить о специалистах в этой области, которые могут сообщить свое мнение и принять участие в этих процессах, –они существуют. Но есть и нюанс. Я много лет работал в Краснодарском историко-археологическом музее, был даже его руководителем. Знаете, почему я в свое время перестал работать в отрасли, в которой считал себя специалистом? Самым раздражающим для меня была вечная спешка. Когда ткачевская команда утвердилась, все нужно было делать быстро. Вам звонили и раздавали указания, вы спрашивали про сроки, а вам отвечали, что все сделать надо было еще вчера. А вы понимаете, что хорошо сделать дело уже невозможно. Для меня это была одна из главных причин для ухода с должности и вообще из отрасли. И тот же самый режим работы есть и сегодня.
Любой специалист, который ценит себя, не будет работать впопыхах и по команде. Если мы хотим получить результат, мы должны с этими специалистами работать, их нужно заинтересовывать, и речь даже не о деньгах. Они должны видеть свою ценность, а не то, что их используют как солдат. Нужно уходить от этого командного типа управления всеми процессами. Специалисты есть специалисты. Они на вес золота, это штучный товар.
Как Вы считаете, в Краснодаре появлялись в последние годы достойные здания с точки зрения современной архитектуры?
- Все (и я в том числе) ругают здание Краевого суда, которое возникло на месте предполагавшегося когда-то нового корпуса Пушкинской библиотеки. Я считаю, что здание ужасно именно в этом пространственном контексте, в окружении пяти памятников архитектуры и истории. Но если бы оно находилось в каком-то другом пространственном контексте, с открытыми подходящими к нему общественными пространствами, то это было бы очень интересное сооружение с точки зрения современной архитектуры. Там есть такие интересные неоклассические мотивы и т.д. Это могла быть вполне достойная постройка. Другое дело, что место выбрано неправильно, выглядит это как красные носки при синих туфлях.
Если говорить не о примерах современной архитектуры, а в целом о хороших решениях для Краснодара, то на пересечении улиц Красной и Чапаева, где раньше был магазин "Военная книга", сейчас есть современное здание, выполненное в стилистике конца XIX начала XX века. Оно никак не противоречит соседствующему памятнику архитектуры, дому Полякова. На углу Октябрьской и Ленина построено очень интересное здание, стилизованное под старину.
Т.е. в Краснодаре есть примеры, когда при создании нового сооружения выбирается объемно пространственное решение, не конфликтующее с исторической застройкой.
Для архитекторов в центре Краснодаре самый верный путь – просто изображать стиль конца XIX века?
- Изображать стиль не надо, здания должны быть в первую очередь сомасштабными. Пластика может отличаться от исторической, но она не должна с ней конфликтовать. Если вы рядом со старым зданием, в котором есть барочная вычурность, вдруг сделаете стеклянно-металлическое нечто, то это будет конфликт. А если вы сделаете простой фасад с минимумом декора, то это будет уместно. Да, он не будет воспроизводить эту эклектичную или барочную пластику, но он и не будет вступать с ней в противоречие. Это может быть какой-то неоклассицизм, который не будет перекрывать историческую застройку, не будет кричать: "Посмотрите на меня!".
Насколько важно учитывать мнение простых горожан при формировании Генплана или при застройке города? Или это все же история про работу экспертов и специалистов?
- Разумеется, надо слушать и слышать представителей городского сообщества, простых горожан. Они могут входить в какой-то общественный совет, сообщать свое мнение. Но город должны формировать не простые горожане, а профессионалы.
Мнения и вкусы общества должны формировать специалисты. Главный архитектор города или руководитель департамента не обязаны постоянно собирать у себя толпы горожан, которые будут высказывать свои представления о том, как должен выглядеть город. Архитекторы для этого получали образование, работали в этой профессии.
Специалисты должны диктовать обществу вкусы, в том числе вкусы архитектурные, и то, как должно выглядеть городское пространство. Здесь должен быть диктат профессионализма.
В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".