Иван Перонко: влияние кризиса на экономику Кубани оказалось двояким
Иван Александрович, как финансовая система региона пострадала от очередного экономического кризиса? Можно ли по итогам первых 4 мес. года говорить о том, что краевая экономика начала «приходить в чувство»?
Влияние кризиса на экономику края оказалось двояким. Мы получили и положительные моменты, и, как и вся страна — отрицательные.
Конечно, Краснодарский край отреагировал на кризис в меньшей степени, чем, скажем, другие регионы РФ. Это связано с тем, что у нас дифференцированная экономика, многоотраслевая. Моноотраслей как таковых просто нет. А кризис затронул, прежде всего, все, что было связано с импортом. Те компании, которые работают на экспорт, они даже выиграли.
Если говорить в целом об экономике, да, по итогам 1 кв 2015г. у нас есть проседания. Прежде всего, в объеме ВРП — на 4%. Но это нельзя списывать только на кризис. Вы же помните, что в 1 кв. 2014г. проходили Олимпийские и Паралимпийские игры. В этот период экономика находилась на максимальном подъеме. Сегодня таких показателей уже просто быть не может.
Но уже по итогам 1 полугодия мы рассчитываем выйти по ряду ключевых направлений на уровень 2014г. А по итогам года мы уже закладываем рост ВРП на 1%. Результаты января-апреля уже дают повод мыслить позитивно. По сравнению с первым кварталом 2015г. в апреле мы увидели улучшения динамики в большинстве отраслей экономики. Это касается как сокращения глубины падения в строительстве (с 73,4 до 81,6% к соответствующему периоду 2014 года), розничной торговле (с 99,2 до 99,6%), так и увеличение темпов роста в сельском хозяйстве (со 104,1 до 104,4%), транспортной отрасли (со 100,2 до 100,6 %), сфере услуг связи (с 95,6 до 101,2%) и платных услуг населению (со 107 до 107,4%).
Если говорить о доходах бюджета — здесь ситуация более стабильная, чем в других регионах. За 4 месяца в бюджет мобилизовано 64,2 млрд. рублей. Динамика поступления доходов сложилась на уровне 101%. Хотя в целом по РФ мы видим снижение на 3-5%.
То есть можно говорить о том, что в регионе бизнес практически не почувствовал кризиса?
Нет, так говорить нельзя. Да, некоторые отрасли получили и использовали преимущества. Например, сельское хозяйство, где рост к 2014г. идет на уровне 4%. У нас увеличилось производство фруктов и овощей на 30% к прошлому году. Введено большое количество тепличных комплексов. То же с курортной отраслью. Мы ожидаем, что туристов в этом году будет больше на 25-30%.
Но есть и проблемы. Значительные снижения в строительстве, в капитальных вложениях в производственные объекты, просел железнодорожный транспорт. Но это опять-таки во многом из-за того, что 2015-й для края - постолимпийский год. При этом у нас растут показатели в трубопроводном, автомобильном, авиационном транспорте. Потребсфера, оптовая и розничная торговля хоть и показали отрицательную динамику, но меньше, чем в целом по России.
Ключевой задачей перед регионами в этих условиях был поставлен вопрос о сокращении бюджетных затрат. Краснодарскому краю удалось на чем-то «сэкономить»?
Еще при формировании бюджета на 2015г. и плановый период 2016-17гг. мы достаточно жестко оптимизировали расходы — сократили их почти на 14,5 млрд руб. И сейчас в ходе исполнения уже принятого бюджета мы каких-то серьезных сокращений проводить не планируем.
Прежде всего, мы сократили расходы на госуправление. Численность сотрудников органов власти (государственных и муниципальных служащих) снизилась почти на 5%. Мы сократили почти 600 человек. На 10% были сокращены материальные расходы на содержание органов власти. На 20% - расходы на приобретение движимого имущество. Это дало в целом экономию почти в 1 млрд руб. То есть мы довольно жестко проводим политику сокращения затрат.
Однако бюджет все равно остается дефицитным. При этом врио губернатора региона уже обращал внимание на высокий уровень госдолга и необходимость его сокращения. Как в этих условиях будет вестись работа по сокращению дефицита и уменьшению затрат на обслуживание госдолга?
Дефицит бюджета сейчас для нас вообще не критичен. Более того, мы каждый год его снижаем. Если в 2014г. он был 20 млрд руб., то в бюджете 2015г. предусмотрено чуть больше 5 млрд руб. дефицита. В 2016г. мы планируем выйти на бездефицитный бюджет. А в 2017г. - получить профицит порядка 3 млрд руб.
Долг действительно немалый - 136,5 млрд руб. Но нужно понимать, что из них 65 млрд руб. - это бюджетные кредиты, которые край получал на подготовку и проведение Олимпийских Игр. И эти бюджетные кредиты региона будет погашать только начиная с 2023-25гг. в течение 10 лет. То есть долговая нагрузка по коммерческим заимствованиям сейчас составляет меньше 50% собственных доходов. Это вполне допустимый уровень, который не влияет на финансовую устойчивость региона.
Конечно, мы были вынуждены привлекать эти займы, так как у региона возникали при подготовке к Играм дополнительные расходы, которые не были предусмотрены в долгосрочном бюджетном планировании. Край на подготовку к Олимпиаде затратил около 100 млрд руб., в том числе 35 млрд — из собственных доходов. Еще 65 млрд руб. пришлось привлекать в виде бюджетных и коммерческих кредитов.
Вы прекрасно помните, что в этот период были и непредвиденные расходы, связанные с трагическими обстоятельствами. После разгула стихии в 2012г. на нас легли огромные расходы по ликвидации последствий наводнения в Крымске, Геленджике и Новороссийске. И здесь мы также были вынуждены прибегать к заимствованиям.
На обслуживание госдолга мы сейчас тратим не более 4% расходов бюджета. При этом допустимое значение — 10%. И мы постоянно занимаемся реструктуризацией долгов, чтобы сокращать расходы на обслуживание.
А какая программа заимствований предусмотрена на этот год?
На этот год у нас программа заимствований небольшая. Мы привлекаем около 14 млрд руб. внешних заимствований, причем 9 млрд руб. - на возмещение ранее полученных кредитов, 5 млрд — на погашение текущего дефицита бюджета. В рамках нашей долговой политики мы постоянно ищем варианты, где нам улучшить заимствования. И у нас нет никаких опасений относительного того, что мы не сможем погасить свои обязательства.
Также принято решение наряду с кредитами коммерческих банков осуществить облигационный заем на 4,8 млрд руб. Учитывая ситуацию на финансовых рынках, это позволит привлечь средства дешевле, чем в рамках коммерческих кредитов.
Если говорить о других направлениях работы, направленных на снижение нагрузки по обслуживанию госдолга, отмечу, что совсем недавно были реструктурированы еще около 16 млрд руб. бюджетных кредитов. Ставка снизилась с 0,5 до 0,1%. Думаю, что в этом году благодаря реструктуризации долгового портфеля общая «экономия» на обслуживании госдолга достигнет 800-900 млн. руб.
Хорошо, что у края есть возможность выбирать разные виды заимствований. У бизнеса такие возможности существуют не всегда. И повышение ключевой ставки ЦБ в декабре 2014г. сильно ударило по планам отдельных компаний развиваться дальше. Какая картинка в целом получилась по итогам 1 кв.?
По корпоративному бизнесу в 1 кв. произошло снижение объемов кредитования на 20-22%. резко сократилось кредитование малого и среднего предпринимательства — на 37%. Снизилась выдача потребительских кредитов — на 45%. Но это был 1 кв. Сейчас в связи со снижением ключевой ставки ЦБ начинается оживление на кредитном и в целом на финансовом рынке. При этом мы видим, что в целом кредитный портфель в регионе не снижается и постоянно находится на уровне 1,3 трлн руб. Конечно, раньше он ежегодно рос на 10-20%. В этом году он просто не сокращается. Уже выдано новых кредитов на 252 млрд руб. А портфель не растет. Получается, что сегодня идет, в основном, перекредитование.
С учетом того, что ставка ЦБ была снижена до 12,5%, по итогам 1 полугодия мы ожидаем увидеть уже прирост кредитного портфеля.
Но, пожалуй, самым важным в этот период для нас оказалось увидеть то, что население не перестало доверять банкам. Объем вкладов в 1 кв. увеличился на 3%, их объем достиг 490 млрд руб. То есть мы видим определенную стабильность.
Получается, что наибольший «удар» получил малый бизнес, который в условиях кризиса помогает диверсифицировать экономику... Что-то делается для его поддержки?
Конечно, у нас малый бизнес играет серьезнейшую роль в экономике. Если в целом по РФ доля МСП составляет около 20%, у нас — 30%. А оборот продуктов и услуг МСП — это 40% в общих цифрах по региону. Поэтому поддержка малого бизнеса для нас очень важна. В этом году господдержка возрастет почти в 2,5 раза — это и субсидии процентных ставок по кредитам, и лизинговые операции, субсидии на начало бизнеса и т. д. Мы также увеличиваем поддержку бизнеса через фонд микрофинансирования, через гарантийный фонд. Планируется также увеличить поддержку через МСП банк. Я уверен, что снижение по кредитованию малого бизнеса, которое мы сейчас наблюдаем, будет нивелировано уже ко 2 пол. 2015г.
Работают и другие механизмы поддержки. Принято решение о снижение налоговой ставки с 15 до 5% для бизнесов, работающих по упрощенной системе; принят закон о введении налоговых каникул для начинающих предпринимателей и т. д.
Хотелось бы также поднять тему импортозамещения. Сам бизнес нам говорит о том, что поддержку импортозамещения он видит пока «только в телевизоре». Нет реальных механизмов, которые помогают тем предприятиям, которые хотят увеличить производство или вывести новый продукт взамен импортному...
Сегодня уже на разных уровнях власти говорят о том, что не надо доводить импортозамещение до абсурда. Никто не будет выращивать у нас бананы, например. То, что можно заместить, уже замещается. Например, край только в 1 кв. увеличил объем производства собственных овощей на 30%. У нас появилось большое количество новых малых и больших теплиц. Их продукция уже попадает на прилавки. Идет процесс систематизации этой работы, потому что мало вырастить — нужно хранить, упаковать, доставить и т.д.
Что касается садоводства — здесь также действует серьезная поддержка. У нас увеличиваются площади садов и многие страны уже видят здесь угрозу к сокращению возможностей своего импорта.
В регионе принята программа по поддержке импортозамещения, в стабилизационном плане есть целый раздел импортозамещения. Поддерживаются большие проекты, внедряются новые технологии... Все это есть в наших программах.
Но есть другие опасения. Если сейчас наш бизнес развернет свою деятельность, а санкции завтра снимут, продукция может оказаться просто неконкурентоспособной. Поэтому сейчас нужно уже думать не только о поддержке, но и о мерах защиты для бизнеса, чтобы их инвестиции просто не «вылетели в трубу»...
Продуктовое импортозамещение — это лишь небольшая часть. Важно наладить собственное промышленное производство, чтобы не зависеть от импорта. И я хочу отметить, что этим направлением мы занялись не сегодня.
В крае уже несколько лет подряд проводится модернизация промышленного производства в самых разных отраслях. Прежде всего, это цементные заводы, металлургические предприятия и компании по выпуску стройматериалов. Несколько лет назад мы поддержали переработку нефти и получили современнейшие нефтеперерабатывающие производства. То же произошло с цементной промышленностью. Сегодня мы сосредоточены на поддержке глубокой переработки древесины и мебельного производства.
Во многом благодаря сделанной ранее ставке на поддержку ключевых отраслей региона сегодня край имеет развитую, диверсифицированную экономику. И это наше большое преимущество, которое мы дальше будем только развивать и использовать.