Финансовый рынок Юга, 03 июл 2015, 15:35

Финансовый рынок Юга: банки приросли клиентами на кризисе

Многим южнороссийским банкам в кризис удалось увеличить клиентскую базу. В основном новыми клиентами стали компании АПК, которые резко увеличили кредитную активность в рамках проектов по импортозамещению.
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Промышленность снизила кредитную активность

Как отметила старший аналитик Альпари Анна Бодрова, из-за кризиса произошел переток внутри банковских кредитных портфелей. «Промышленный сектор на юге России сейчас так же, как и по всей стране, остается в очень слабом положении и не может позволить себе новых кредитов по ставке выше, чем годом ранее», - говорит эксперт. Не больше повезло торговле, транспорту и многим другим отраслям.

В качестве сфер, «чувствительных» к текущей экономической ситуации, сами банкиры назвали также недвижимость и строительство. «Компании в этих секторах показывают сейчас ухудшение финансовых показателей, и мы работаем с ними осторожно», - рассказала региональный директор Южного филиала Росбанка Евдокия Малогловец.

По словам регионального руководителя по крупному корпоративному бизнесу операционного офиса "Краснодарский" АО "Альфа-Банк" Антона Кузнецова, на процесс перераспределения кредитного клиентского портфеля повлияла не только оценка риска по отраслям, но и операционный цикл самих компаний. Осенью прошлого года производители увидели тенденцию повышения цен и ограничения ликвидности на банковском рынке, поэтому удлинили свои портфели. «Сейчас у них просто нет потребности в кредитовании, возможно отсюда и складывается впечатление, что промышленность перестала кредитоваться», - пояснил Кузнецов.

Клиенты «подросли» на импортозамещении

В меньше степени кризис затронул сельское хозяйство (в т.ч. животноводство), производство продуктов питания, food retail, нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность с глубиной переработки более 80%, электроэнергетику, телекоммуникацию и связь, коммунальное хозяйство, железнодорожный и трубопроводный транспорт.

«Если рассматривать структуру кредитного портфеля банка по отраслям за пять месяцев текущего года, то сельское хозяйство у нас выросло на 20,3%, торговля - на 16,1%, а производство снизилось на 4,13%», - рассказала руководитель департамента кредитования юридических лиц банка «Кубань Кредит» Наталья Шеремет.

Чтобы избежать проблем, банки сделали упор на стратегических клиентов. По словам Бодровой, такими клиентами на Юге стали предприятия АПК. Доля кредитных линий для АПК в портфелях южных банков на сегодня составляет до 40%. По данным заместителя председателя правления банка «Центр инвест» Сергея Смирнова, доля сельского хозяйства в кредитном портфеле увеличивается перед уборкой урожая и снижается осенью. «Доля инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве у нас традиционно находится на уровне 40% от общей задолженности», - отметил Смирнов.

О том, что на рынке заемных ресурсов возросла активность предприятий АПК, рассказал и директор Ростовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Игорь Пятигорец. Особенно он отметил тех производителей, которые участвуют в реализации программы импортозамещения. «Мы увеличили объемы кредитования предприятий, занимающихся производством и переработкой мяса, молока, овощей. Значительная часть финансовых ресурсов пошла также на проведение сезонных полевых работ. Довольно много заявок на предоставление кредитов поступает от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности», - рассказал Пятигорец.

«Мы также видим некоторое оживление в секторах, связанных с импортозамещением. Например, предприятия АПК получили конкурентное преимущество и активно растут после введения эмбарго со стороны России на ввоз аналогичной продукции из стран Запада. Появилась рыночная ниша, которую российские производители постепенно стали заполнять», - подтвердила Малогловец.

То, что кредиторы начали активно сотрудничать с агропромом, эксперты объясняют сразу несколькими причинами. «Уровень риска неплатежей или просрочек здесь минимальный, такой капитал имеет быструю оборачиваемость. Кредитовать аграриев удобно. С одной стороны, они пользуются господдержкой и субсидиями, с другой - это политически и экономически правильный акцент: поддержать импортозамещение и заполнить свой рынок отечественной продукцией. При таком раскладе в проигрыше не останутся ни банки, ни сельхозпроизводители», - пояснила Бодрова.

Госбанкам доверия больше

Помимо АПК банкиры отмечают возросшую активность в кризис и других отдельных секторов экономики. Например, ростовский Россельхозбанк прирос новыми клиентами в сфереах машиностроения, строительства, торговли и оказания бытовых услуг.

Еще одна категория клиентов, которая показала кредитную активность в кризис — это те, кто занимался внешнеэкономической деятельностью. «Кризис позволил нам выйти на сегмент крупных корпоративных клиентов реального сектора – это и крупнейшие заводы по металлообработке, и нефтехимические производства, и компании энергосбыта, и многие другие», - рассказал директор ростовского филиала БКС Премьер Руслан Хисматуллин.

О том, что в кризис удалось привлечь ряд новых корпоративных клиентов, подтвердила и заместитель управляющего Краснодарским филиалом Связь-Банка Татьяна Шелковая. При этом одной из основных причин она указала то, что клиентов привлекло «устойчивое положение банка, имеющего государственное участие в капитале».

О притоке новых клиентов рассказали и в одном из главных банков с госучастием — ВТБ. «Если раньше компании работали по принципу "старый друг лучше новых двух", предпочитая сотрудничать со своим банком по сформировавшейся годами привычке, то в первом полугодии на рынке, действительно, наблюдалось оживление, мы это хорошо почувствовали: входящий поток к нам существенно увеличился», - прокомментировал руководитель дирекции банка ВТБ по Краснодарскому краю Андрей Огурцов.

По его словам, новые клиенты пришли в ВТБ именно из-за общей нестабильности в экономике. «В это время традиционно повышается интерес компаний к надежным банкам, обладающим большими возможностями. Как правило, такими банками являются банки с государственным участием. Компании понимают, что в партнерстве с сильным игроком, бури в экономике им пережить будет гораздо легче», - пояснил Огурцов.

Бизнес ищет, где выгоднее

Главной причиной перемещения клиентов между кредитными партнерами банкиры называют поиск более выгодных условий для компании. «Это естественная потребность собственников и руководителей бизнеса в любые времена, а в кризис тем более. Снижение издержек, оптимизация и автоматизация процессов, повышение производительности труда – это постоянная забота эффективного собственника, иначе в сегодняшних условиях жесткой конкуренции не выжить», - считает управляющий филиалом №2351 банка ВТБ24 в г. Краснодаре Виктор Тусиков.

В то же время банкиры не спешат раскрывать показатели притока новых клиентов в цифрах, ссылаясь на коммерческую тайну. По той же причине они не дают названия кредитных учреждений, из которых к ним перешли клиенты. Примечательно, что ни в одной из кредитных организации агентству не раскрыли информацию о тех крупных клиентах, которые ушли из банка в поисках лучших условий.

Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется