Эксперт: Краснодар спасут выделенные полосы для гортранспорта и парковки
Сильный ливень в Краснодаре в среду создал транспортный коллапс: пробки практически во всем городе достигали отметки 9-10 баллов. В центре машины не могли разогнаться даже до 10 км/ч. Похожую скорость движения демонстрировали заторы на улицах Адыгейская Набережная, Ставропольская, Селезнева и ряде других. Ситуация повторяется из года в год: каждый серьезный дождь и даже небольшой снег останавливают общественный транспорт на несколько часов и создают заторы. Эксперты называют ситуацию уже типичной для кубанской столицы и призывают власти города создать отдельные полосы для гортранспорта, а также срочно решить проблему парковок.
3 октября в Краснодаре подтопило сразу несколько улиц. Трамваи в разных районах города остановились с 15 до 18-19 часов. Был подтоплен цокольный этаж торгового центра «Галерея», вода стояла в районе улиц Дзержинского, Новороссийской, Ставропольской. На Черкасской, где пока вовсе нет ливневок (это новый район), проехать было почти невозможно. В Краснодаре откачивали воду 9 машин с помпой, а ночью последствия стихии устраняли 6 машин. С остальным справились ливневки, уточнили в городской мэрии.
По данным пресс-службы ГУ МВД по Краснодарскому краю, по тревоге был поднят личный состав ОБ ДПС г.Краснодара. Более 60 экипажей перебросили на стабилизацию дорожной обстановки и регулировочные действия. В наиболее пострадавших частях города, таких как улица Шевченко, 2-я Пятилетка, Московская и Солнечная, экипажи дежурили постоянно. Вместе с водителями они помогали вытаскивать из воды подтопленные автомобили, ночью полицейские дежурили в местах скопления брошенных в воде авто. Директор департамента управленческого консалтинга АКГ «Ваш СоветникЪ» , эксперт по транспортной инфраструктуре Александр Полиди отмечает, что подобная ситуация повторяется в Краснодаре регулярно. Любой дождь становится фактически катастрофой. «Дождь - лишь катализатор. Пробки в Краснодаре формируются потому, что, с одной стороны, крайне некачественная городская инфраструктура латается, но не развивается. Второй момент - слабая развитость общественного транспорта. Это вынуждает людей пересаживаться на личные автомобили, что усугубляет ситуацию», - комментирует эксперт.
Объективно город может быстро решить проблему, считает эксперт. "Первопричина - это не узость улиц или плохие ливневки, а отсутствие парковок, - считает он. - К примеру, на Юбилейном была однополосная улица, ее расширили до четырех. Только новые полосы теперь заняты припаркованными машинами. Миллиардные инвестиции, вложенные в расширение дороги, не работают". В Лондоне живет 8 млн человек, а широких улиц там не больше, чем в Краснодаре. При этом трафик на порядок свободнее, чем у нас, отмечает А. Полиди.
По данным АГК «Ваш Советникъ», автопарк Краснодара ежегодно прирастает на 15-18 % без учета транзита. При этом 30 % трафика создают те, кто ищет парковочное место. Таким образом, говорит собеседник агентства, расширять дороги сообразно увеличению трафика невозможно - нужно пересаживать людей на общественный транспорт.
«А в Краснодаре гортранспорта по факту нет. Не соблюдаются требования пунктуальности, безопасности и комфорта. Наши троллейбусы ежегодно теряют уже до 13 % пассажиропотока. Инфраструктура в целом устарела - достаточно мелкой поломки на линии, и весь маршрут останавливается. Одно тянет за собой другое: общественный транспорт не функционирует должным образом, люди покупают автомобили, требуется больше парковок».
По мнению эксперта, власти Кубани пошли по неверному пути. Закупка новых трамваев и троллейбусов «ни на йоту не решает проблему», ведь быстрее они не ездят. «Малага в Испании — полный аналог Краснодара. Но там автобусы движутся по минутам, потому что у них выделенные полосы для общественного транспорта, - приводит пример А. Полиди. - Решение нашли и в Стамбуле, пустили метроавтобус. Это экономичный вариант скоростного транспорта: создается изолированная полоса для автобусов повышенной вместимости с интервалом хода 1-2 минуты. Это существенная экономия на инвестициях, но транспорт фактически работает как метро».
По данным пресс-службы краевой администрации, в рамках программы "Краснодару - столичный облик" в городе в ближайшее время планируется построить паркинг на 1000 машиномест, он разместится рядом с Театральной площадью, еще на 500 — у Сенного рынка. Еще около 300 парковочных мест появятся после сдачи в эксплуатацию второй очереди ТРК «Галерея Краснодар». Кроме того, в Краснодаре будет реализован пилотный проект автоматизированной системы платных парковок. Это позволит эффективнее бороться с парковкой в неположенных местах и улучшит ситуацию на центральных улицах города. Между тем, потребность одного только центра в парковочных местах Владимир Евланов оценил в 4,5 тысячи мест.