Краснодарский край, 03 ноя 2015, 10:33

Эксперт: кризис помог МСБ включиться в экспортную деятельность

Колебания курсов валют способствует расширению экспорта продукции АПК из Ростовской области. О том, как донские предприятия осваивают новые рынки, «РБК-Юг» рассказал президент ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк.
Читать в полной версии
Фото: Предоставлено пресс-службой

Николай Иванович, известно, что ТПП Ростовской области активно работает с компаниями-экспортерами, в том числе с производителями сельхозпродукции. Как, по вашим наблюдениям, изменилось их количество в условиях экономического кризиса и западных санкций?

Ростовская область сегодня – один из главных аграрных регионов России. Она занимает 1 место среди субъектов РФ по производству мяса утки, индейки и производству растительного масла; 2 место - по производству зерна и яиц; 5-е место - по производству молока. Почти половина экспорта Ростовской области (46%) составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Сегодня донские производители экспортируют свою продукцию в страны СНГ, Евросоюза; Турцию, Израиль, страны Ближнего Востока, Америку. Наши предприятия активно пытаются освоить рынки Азии и Востока, и в настоящее время к странам-импортерам сельхозпродукции Ростовской области добавились несколько новых стран. В частности, Иран вывозит зерновые, масличные и технические культуры, Ливан – зерновые, кукурузу и растительное масло, Саудовская Аравия покупает у нас ячмень, фуражную пшеницу, мясо птицы, крупы.

ТПП Ростовской области оказывает большое количество услуг для экспортеров. Многие из них являются членами ТПП, и практически все - нашими клиентами.

Традиционно экспортерами сельхозпродукции из Ростовской области являются крупные агрохолдинги. Гораздо менее активен в этом смысле средний и малый бизнес. С чем это связано?

Мы видим, что в последние годы наряду с большими крупными холдингами, в экспортную деятельность включаются малые и средние компании. Многие обращаются к нам за помощью еще на этапе подготовки экспортных операций, другие – уже в процессе. Это не касается крупных холдингов, которые уже прекрасно интегрированы в пространство мировой экономики. В основном, проблемы с выходом на экспорт возникают именно у малых и средних предприятий. Для многих из них экспортные операции – это бином Ньютона. Как правило, предприниматели сетуют на отсутствие доступа к информационным ресурсам, нехватку финансовых ресурсов, отсутствие квалифицированных специалистов в области ВЭД, незнание международных требований сертификации и стандартизации, отсутствие опыта ведения международных переговоров, в т.ч. на иностранном языке.

Отсутствие знаний вызывает страх. Люди боятся потерять бизнес, взять кредит, контактировать с государственными структурами, ничего не знают об инструментах страхования кредита, оформлении международных экспортных сделок. И часто оттягивают выход на экспорт.

Но практика показывает, что те компании, которые однажды осуществили экспортные операции, начинают активно торговать с самыми разными странами. В качестве примера могу привести компанию «Маяк» из Зерноградского района. Продукция у них достаточно специфичная – чечевица, нут, они сами ее производят, перерабатывают, фасуют и продают. Еще в 2004 году при поддержке ТПП Ростовской области они ездили в Луганск на украинские выставки – и с тех пор они работают с Украиной и Беларусью. Потом география расширилась: импортерами их продукции стали Казахстан, Иран, Армения. И сегодня они продолжают работать над тем, чтобы продвинуть свой товар на рынке, ведут активные переговоры с китайскими партнерами.

ТПП Ростовской области может оказать какое-либо содействие таким потенциальным экспортерам?

Да, конечно. Можем и активно оказываем широкий спектр услуг именно для начинающих экспортеров. Эту деятельность осуществляет Центр поддержки экспорта. Инициаторами его создания выступили Минэкономразвития Российской Федерации, Минэкономразвития Ростовской области и ТПП Ростовской области. В его функции входит консультационная, информационная, организационная поддержка экспортоориентированного бизнеса. Специалисты центра проводят консультации и семинары по вопросам ВЭД, участвуют в организации коллективных стендов наших экспортеров за рубежом, поддерживают их участие в бизнес-миссиях.

Только в этом году для донских сельхозпроизводителей организованы бизнес-миссии в Венгрию, Болгарию, Китай и Турцию. Последней была поездка на выставку Bursa Agriculture 2015 (13-17 октября), где были представлены технологии и оборудование для выращивания растений в теплицах, саженцы, семена, оросительные системы, различное сельскохозяйственное оборудование и многое другое. В состав донской делегации вошли представители пяти экспортоориентированных предприятий Ростовской области: ООО «БТиК», ООО «Ольгинское», ООО «Химикс», ООО «Бусел», ЗАО «Усть-Донецкий порт».

Как часто результатом таких бизнес-миссий становятся реальный выход донских компаний на внешние рынки?

Как правило, такие поездки помогают найти новых партнеров и заявить о себе и своей продукции. Зачастую по итогам деловых встреч стороны подписывают протоколы о намерениях, которые в дальнейшем могут вырасти в обоюдовыгодный контракт. Мы не обязываем предпринимателей извещать нас о каждой такой сделке. Но, бывали случаи, когда после удачных переговоров, организованных Центром, руководители компаний направляли благодарственные письма за оказанную помощь.Отмечу, что прирост количества малых предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, по данным ФТС РФ в Ростовской области составил в 2014-2015 гг. 64%, по средним – 62%. В то время, как по ЮФО это 43% и 52% соответственно. Еще меньше рост в целом по России. Прирост малых предприятий, осуществляющих внешне-экономическую деятельность, составил 25%, а средних - 38%.

Какую помощь бизнес еще ждет от ТПП? Какие услуги оказываются наиболее востребованными с учетом текущей нестабильной экономической ситуации?

Спектр наших услуг для участников ВЭД очень широк. Это выдача сертификатов и проведение экспертиз страны происхождения товара, выдача карнетов АТА (международный паспорт для временного ввоза товаров, – прим. ред), консультирование, помощь в поиске контрагентов, проверка потенциальных партнеров, анализ рынка и многое другое.

Сегодня наблюдается устойчивая динамика процесса добровольной сертификации предприятий АПК Ростовской области в международных системах ИСО, ХАССП и других, что связано с возможностью реализовывать свою сельхозпродукцию на внешнем рынке на долгосрочной основе. Услуги по внедрению ХАССП в Ростовской области оказывает фирма «Донэкспертиза», которая является 100% дочкой Палаты.

Летом этого года ТПП Ростовской области совместно с областным департаментом потребительского рынка и донским Минсельхозом провела встречу сельхозпроизводителей и переработчиков области с представителями столичных торговых компаний. Она показала, что донская продукция невероятно востребована и интерес к ней только растет. Опыт показывает, что основным препятствием для освоения новых рынков является недостаток деловой информации. Задача ТПП – удовлетворить это спрос.

Проблемы развития АПК на Юге РФ будут обсуждаться на пленарном заседании Международной агропромышленной выставки "ЮГАГРО" «Импортозамещение: итоги первого года жизни в условиях продуктовых санкций». Выставка пройдет в ВКК "Экспоград Юг" (Краснодар) с 24 по 27 ноября 2015г. ИА "РБК-Юг" выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы