Краснодарский край, 03 дек 2015, 18:56

Год от года хуже: южнороссийские туроператоры потеряли более 70% рынка

Не успели туроператоры юга «привыкнуть» к кризису и перестроить работу, как столкнулись с новыми проблемами: запретами на полеты в Египет и продажу туров в Турцию. Игроки рынка ищут альтернативы и выход из ситуации.
Читать в полной версии
Фото: Фото: Antony Jones\PA Photos\TASS

Туристы в ожидании демпинга

Несмотря на «горячее» для туроператоров предновогоднее время, рынок замер в ожидании. Как рассказали ИА «РБК-ЮГ» представители туротрасли юга, сегодня люди предпочитают не делать предзаказы на новогодние поездки. Причины – психологический фактор, вызванный напряженной внешнеполитической ситуацией, и низкая покупательская способность. Кроме того, многие туристы ожидают демпинга со стороны компаний ближе к праздникам. Однако самым большим ударом для отрасли стал запрет на полеты в Египет, который пользовался наибольшим массовым спросом в зимний период и «вытягивал» отрасль даже в сложной экономической ситуации.

В частности, по данным директора Pegas Turistik в Краснодаре Виталия Пучко, до запрета полетов в Египет это направление занимало порядка 70% туристического рынка Ростова и Краснодара. Сегодня из массовых вылетов на пляжный отдых в зимнее время остались только Объединенные Арабские Эмираты, Тайланд, Вьетнам и Гоа.

«На новогодние праздники эти рейсы будут заполнены на 100%, в этом даже сомневаться не приходится, потому что выбор практически ничтожен по сравнению с прошлым годом», - отметил Пучко. При этом эксперт добавляет, что спрос на такой отдых по сравнению с прошлым годом все равно снизился, несмотря на то, что в ноябре-декабре 2014г. ситуация для туротрасли также была не самой лучшей - тогда рынок «просел» примерно на 40% из-за разницы в курсах валют.

С этим согласен и региональный директор компании «Анекс-Тур» по ЮФО Рашад Бунядов. По его словам, в сравнении с прошлым годом предзаказы на новогодние туры упали примерно на 50% – и это без учета Египта.

«Предзаказы на новогодние праздники проседали из года в год и до кризиса. Продажи есть, но в целом на рынке сегодня большие проблемы», - отметил Бунядов. По его словам, в этом году спрос на турпоездки резко сократился сразу после череды таких трагических событий, как парижские теракты и авиакатастрофа российского самолета в Египте. При этом ожидания туропрераторов, что египетский спрос переместится на какое-то другое направление после 3-4 дней с момента запрета полетов в эту страну, не оправдались.

«Да, на какие-то направления стало чуть больше туристов. Но не стоит забывать и об экономической стороне вопроса. Доллар снова рос в конце ноября, у людей снижается прибыль. В прошлом году даже несмотря на скачки валют ситуация была лучше, поскольку у людей были какие-то накопления. В этом году ситуацию подпортил еще и психологический фактор. На людей оказывают давление переживания насчет перелетов и своей безопасности в той стране, которую они выбирают» - подчеркивает Бунядов.

Эксперт также рассказал о существующем на рынке мнении, что "затишье" со стороны туристов продлится еще не больше двух недель. При этом, ожидаемого туристами демпинга в этом году туроператоры постараются не допустить. Скорее всего, они просто свернут какие-либо направления.

Альтернативы Египту

Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с продажами, некоторые операторы сегодня идут на рискованные шаги и предлагают своим клиентам отдых в Египте, несмотря на запрет полетов в эту страну. «Турфирмы придумали возить туда людей автобусом. Самолет летит в израильский город Эйлат, после чего желающих туристов везут в Египет (город Таба). Хотя, конечно, процент людей, которые полетят через Израиль по понятным причинам будет небольшим», - рассказал директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян. В частности, из Ростова-на-Дону прямые рейсы в израильский Эйлат стартовали со 2 декабря, они будут осуществляться один раз в восемь дней. По словам Мкртчяна, такая схема была придумана туроператорами в связи с тем, что альтернативы Египту по стоимости для российских туристов пока просто не существует. В частности, проживание в пятизвездочном отеле по системе «все включено» в городе Таба обойдется всего в 70 тыс. на двоих, тогда как в Эйлате туристы должны будут заплатить почти вдвое больше за четырехзвездочный отель, в котором заранее оплачены будут только завтраки.

Однако, несмотря на существование возможности сохранить египетское направление для туристов, идти на такой шаг готовы не все компании. «Нужно быть уверенными в безопасности туристов. Во-вторых, у этой операции есть много подводных камней – например, время ожидания на границе между Израилем и Египтом. Если предлагать такого рода туры, необходимо провести большую предварительную работу на юридическом и маркетинговом уровнях», - подчеркнул Рашад Бунядов.

Как отметила специалист отдела по работе с клиентами компании «Росинтур» Екатерина Томилина, подобные комбинированные туры действительно существуют, однако туристические компании предпочитают не делать на них акцент.

«Этот продукт как таковой не продвигается, но сама по себе альтернатива существует. Бывают случаи, когда туристы любой ценой хотят добраться именно в Египет, но это не массовое явление, - подчеркивает Томилина. - В основном наша компания делает акцент именно на Израиле, предлагается отдых в самом Эйлате, а также на Мертвом море и в Тель-Авиве. Для Ростова этот рейс интересен, но на фоне экономического упадка спрос пока не так высок, как мог бы быть в более «сытые» времена».

Куда едут на Новый год

По словам Алексана Мкртчяна, в нынешних условиях многие туристы ближе к Новому году будут выбирать безавиационные российские направления (ж\д, автобусы и личный транспорт). «На первом месте по спросу окажутся Домбай и Сочи (Красная поляна). Далее расположится Тайланд, потому что там недорого и гарантированно тепло. Но полноценной заменой Египту Южная Азия стать не сможет из-за дороговизны и времени перелета, который занимает около 9 часов. Третьим направлением по популярности могут оказаться Объединенные Арабские Эмираты, далее расположатся европейские горнолыжные направления (Болгария, Италия)», - рассказал Мкртчян.

Причем, как отметила Екатерина Томилина, ОАЭ будут выбирать в основном туристы с доходом выше среднего, на Юго-Восточную Азию спрос пока меньше чем ожидалось, однако скорее всего он активируется ближе к праздникам. Компания «Анекс-Тур» также отмечает небольшой рост спроса на Барселону и Андорру.

В целом игроки рынка сходятся во мнении, что на фоне ситуации с Египтом и Турцией, а также в связи с падающим спросом на европейские направления из-за разницы курсов валют, все более востребованными становятся именно российские курорты.

«На туристическом рынке Ростова-на-Дону настало время переориентации туристических потоков. Была сокращенна полетная программа по многим направлениям, туристы больше стали интересоваться российскими курортами», - отметила заместитель генерального директора по выездному и внутреннему туризму "Туристической Компании Спутник" Ирина Егорова. При этом в декабре в компании ожидают увеличения спроса.

По словам директора по развитию туристической компании «Руссо Туристо» Андрея Якубова, помимо российских курортов также растет относительно новое туристическое направление - Грузия. «Среди тенденций также можем отметить увеличение в нашей компании количества бронирований индивидуальных и мини-групповых (6-10 человек) туров со сложной логистикой и эксклюзивным экскурсионным наполнением», - добавил Якубов.

Что касается запрета на продажу туров в Турцию, туроператоры отмечают, что на данный момент их спас "низкий сезон" – в зимний период турецкие курорты не являются основным направлением и продаж туров в эту страну практически нет. «В настоящих условиях сложно что-либо прогнозировать, так как туристская деятельность весьма динамична и напрямую зависит от решений, принятых на госуровне. Если до марта 2016 года ничего не изменится, то турпоток переориентируется на другие направления: часть туристов сделает выбор в пользу российских курортов, остальные любители пляжного отдыха выберут Грецию, Болгарию, Испанию, Италию и другие страны», - комментирует Андрей Якубов.

Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда