PROТуризм, 04 июн, 16:30

Винные дороги Юга: каких изменений законодательства ждут виноделы

Читать в полной версии
Фото: - ГК «Абрау Дюрсо»

Винный туризм для юга России становится драйвером развития не только для винодельческих хозяйств и компаний, но и в целом для регионов. При этом эксперты отмечают, что для комплексного продвижения нового туристического продукта винодельческая отрасль нуждается в законодательном регулировании. Какие изменения нужны отрасли для динамичного развития, разбиралась объединенная редакция РБК Юг и Северный Кавказ.

В мае 2023 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, который должен установить правила использования для винного туризма земель, пригодных для выращивания винограда и включенных в соответствующий федеральный реестр. В феврале 2024 года правительство РФ поддержало его в первом чтении при условии доработки — нужно определить меры, направленные на защиту виноградников.

На важность госрегулирования отрасли обращает внимание заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы Сергей Алтухов. По его словам, виноградарство и виноделие — одна из самых динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства, и очень важно сегодня иметь такие точки роста экономики.

«К сожалению, есть прецеденты, в том числе в Новороссийске, когда на месте виноградников сейчас построены многоэтажные жилые дома, чего ни в коем случае нельзя допустить. С одной стороны, нам нужно защитить виноградопригодные земли, с другой — дать возможность добросовестным виноделам строить объекты туристской инфраструктуры, которые могли бы стать для них подспорьем в ведении бизнеса», — рассказал РБК Краснодар депутат Госдумы.

Столица винного туризма

Краснодарский край занимает первое место в стране по выращиванию винограда и производству вин, а также является лидером по числу лицензированных фермерских винодельческих хозяйств. По данным краевого минсельхоза, виноделием в регионе занимаются 95 хозяйств, в том числе 44 лицензированных КФХ. Туристов принимают 30 виноделен края. По итогам 2023 года их посетило около 1 млн человек, что в пять раз больше, чем годом ранее.

«Энотуризм — это точка роста экономики не только отдельных предприятий, но и в целом региона, так как виноградарство и виноделие можно развивать только в южных субъектах страны. В нашем регионе это направление развивается недавно, но быстрыми темпами. За короткий срок кубанские винодельни сравнялись по качеству и узнаваемости с именитыми европейскими винодельческими хозяйствами», — сообщили в управлении виноградарства и винодельческой промышленности минсельхоза Кубани.

Так, винодельни «Имение Сикоры» и «Долина Лефкадия» входят в топ-50 лучших в мире (20 и 23 место — прим. ред.) по версии конкурса World's Best Vineyards, проведенного медиакомпанией William Reed. Винодельня «Гай-Кодзор» заняла 80-е место в данном рейтинге. Винный центр «Абрау-Дюрсо» и винодельня «Шато де Талю» внесены в международный список Всемирной организации винного туризма Global Wine Tourism Organization.

«Винный туризм — это не только про вино, это про историю нашей страны, про сельское хозяйство, про отечественные продукты. За прошедший год мы приняли 600 тыс. человек, из них у нас в подвалах побывало более 300 тыс. Чтобы турист знал о винодельне, ей нужно найти свой уникальный туристический продукт и обязательно проводить мероприятия. Как показывает практика, 85% туристов, которые приезжают в Абрау-Дюрсо на экскурсии, становятся потом постоянными покупателями нашей продукции», — рассказала Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и спецпроектам ГК «Абрау-Дюрсо».

Рост количества винных туристов фиксируют и другие игроки рынка. Так, объекты «Кубань-Вино» в прошлом году приняли чуть больше 20 тыс. гостей, в 2024 г. в компании ожидают рост данного показателя еще на 5-10%. А РТК «Шато де Талю» готовится увеличить турпоток на 50%, при этом глубина бронирований достигает пяти месяцев.

Как отметил винный и гастрономический эксперт, бренд-амбассадор крупнейшего донского хозяйства «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко, крайне важно продвигать бренды региона не только среди туристов, но и среди местных жителей.

«Нам необходимо массовое просвещение, нужно, чтобы туристы приехали на винодельню, поняли, что там работают люди, которые региону приносят добро, платят налоги, производят качественную продукцию, которой регион может гордиться», — считает эксперт.

Туристов привлекают события

Основной драйвер развития, отмечают представители винодельческой отрасли, — это событийный туризм. В Крыму этот тренд задала винодельня «Золотая балка» в 2016 году, когда начала проводить многотысячные винные и музыкальные фестивали, привлекая гостей со всей страны. Ежегодно одно из крупнейших винодельческих хозяйств полуострова выступает организатором двух масштабных мероприятий. «Музыкальный фестиваль ZBFest и Праздник сбора урожая и виноделия WineFest — это культурные социально-значимые события, основными целями которых являются продвижение Крымского полуострова и популяризация отечественных курортных зон», — отметили в компании.

Центр винного туризма Winepark, расположенный на территории отеля Mriya Resort & SPA в Крыму, проводит Дни российского виноделия, где посетителей ожидают экскурсии, дегустации вин и сыров, кинопоказы. Кроме того, в винном парке проходит фестиваль Winepark Fest, посвященный сбору урожая. Туристов привлекают и с помощью новейших технологий. «В винном парке экспериментируют с применением искусственного интеллекта: на специально отведенных под это рядах виноградника курсируют робот и дрон, которые собирают данные о состоянии лоз, в винотеке посетителей встречает робот-сомелье, который способен подобрать вино по предпочтениям гостя и самостоятельно наполнить бокал без участия человека. Также в рамках проекта AI лоза была выпущена лимитированная партия вина, формула купажа для которой была составлена искусственным интеллектом», — рассказали в компании.

В Краснодарском крае для привлечения туристов и продвижения кубанских вин в 2023 году власти провели первый эногастрономический фестиваль «Черноморская винная неделя», получив и субсидию в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Общее количество посетителей превысило 50 тыс. человек, экскурсии для гостей фестиваля проводили 17 виноделен края. В 2024 году мероприятие пройдет с 30 сентября по 6 октября.

Еще более массовым в прошлом году стал эногастрономический фестиваль «Виноград» в Пскове: за 9 дней его посетило 105 тыс. человек. В 2024 году ярмарка пройдет уже в четырех городах России — Анапе, Великом Новгороде, Пскове и Уфе — и соберет в общей сложности почти полмиллиона человек. Организатором мероприятия наряду с администрациями принимающих городов является Национальное агентство маркетинга российского вина. Как рассказал руководитель агентства Павел Майоров, «Виноград» объединяет культуру и разные жанры представления основных регионов российского виноделия — Крыма, Кубани, Кавказа и Дона.

Виноделы ждут перемен

Для комплексного продвижения нового туристского продукта винодельческая отрасль нуждается в более активном законодательном регулировании. «Внутренний туризм у нас развит очень слабо, особенно винный, — считает глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.— Сегодня в силу внешних обстоятельств люди готовы ездить по стране, тратить деньги, искать новые вкусы и впечатления. Но правовое регулирование не поспевает за развитием винодельческой отрасли, изменения происходят слишком медленно».

Помимо закона о винном туризме, виноделы юга просят парламентариев скорее принять законопроект об уличной рекламе вина, уже готовый ко второму чтению.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию