20 лет и 100 млрд: как в Краснодаре объединят аэропорт, ж/д и автовокзалы
В Краснодаре будет построен мультимодальный транспортный хаб, первым этапом реализации проекта станет строительство нового здания аэровокзала.
Макет транспортного узла презентовали в рамках Российского инвестиционного форума. Планируемый объем инвестиций составит 99,2 млрд рублей, срок окупаемости — 15 лет.
«Реализация проекта на первом этапе оценивается в 18 млрд рублей, из которых 11 млрд руб. вложит наш холдинг. Из них 7 млрд руб. уйдет на аэровокзал, 4 млрд рублей — на служебно-технические территории. Еще порядка 3 млрд руб. будет стоить федеральная дорога, которая подводится к аэропорту. Также из федерального бюджета выделится 4 млрд рублей на перрон. На втором этапе уже будет строиться автовокзал, железнодорожная станция и логистическая грузовая деревня», — рассказал РБК Краснодар генеральный директор управляющей аэропортами в Сочи, Краснодаре и Анапе компании Леонид Сергеев.
Работа по этому направлению ведется достаточно активно, отмечает мэр кубанской столицы Евгений Первышов.
«Мы почти закончили подготовку земельно-правовой документации, которая требуется, чтобы проект начал активно реализовываться», — сообщил он.
Единый транспортный узел
15 октября 2018 года Росавиация выпустила приказ, в котором сообщала об изъятии под строительство аэропорта земель сельскохозяйственного назначения площадью 187 га в районе хутора Ленина. АО «Международный аэропорт «Краснодар» должно было выступить покупателем этой территории. Территория с кадастровым номером 23:43:0000000:202, по данным Публичной кадастровой карты, еще не размежевана, поэтому точное местонахождение участка не отображается.
Строительство аэропорта, дороги и перрона планируется выполнить до 2023 года. Следующий этап рассчитан на 2023-2030 годы, а реализация всего глобального проекта — на период до 2042 года.
В результате реконструкции аэропорт Краснодара сможет принимать до 8 млн пассажиров в год. Для сравнения — по данным управляющей аэропортом компании в 2018г. терминал обслужил 4,1 млн человек.
В частности, планируется строительство нового аэровокзала и привокзальной площади, грузового и VIP-терминалов, пешеходной галереи, краткосрочных и долгосрочных парковок, объектов перспективного развития аэропорта, а также реконструкция существующей инженерной инфраструктуры.
Новый комплекс также будет включать административно-деловую зону, ангар для технического обслуживания и ремонта воздушных судов, топливно-заправочный комплекс и служебно-техническую территорию.
«Все гости Краснодара, которые прибывают самолетами, шутят, что порой летишь не настолько долго, насколько долго едешь с момента приземления до аэровокзала. Поэтому, если строить новый комплекс, то максимально близко к взлетно-посадочной полосе, чтобы было в первую очередь удобно пассажирам, которые прилетают в нашу краевую столицу. И, главное, чтобы этот красивый макет не остался просто макетом», — комментировал в рамках РИФ-2019 губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
По словам вице-губернатора региона Андрея Алексеенко, все эти моменты учтены в проекте — будущий аэровокзальный комплекс расположат в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Помимо этого, строительство нового автовокзала и железнодорожной станции превратит аэропорт в крупный транспортно-пересадочный узел, в т.ч. для дальнейшего следования в Крым. Также предусмотрена ветка аэроэкспресса, которая свяжет Краснодар и пригороды с транспортным хабом.
«Если мы сможем реализовать проект в таком виде, то в результате мы создадим дополнительный трафик. А большая коммерческая составляющая позволит понижать тарифы для самых участников процесса — авто- или авиакомпаний», — прокомментировал гендиректор управляющей аэропортами компании Леонид Сергеев.
Предполагается, что новый автовокзал, построенный в рамках будущего транспортного хаба, объединит городские, межмуниципальные и межрегиональные маршруты.
По словам директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара Владимира Архипова, это приведет к уменьшению интенсивности движения в центре города и значительно повысит удобство пассажиров, снизив время передвижения по городу.
В министерстве транспорта Краснодарского края РБК Краснодар ответили, что реализация этого инвестиционного соглашения, которое было заключено на Российском инвестиционном форуме в феврале 2018 года, имеет большое значение для функционирования транспортного комплекса региона.
В частности, в рамках строительства транспортного коридора в восточной части города по улицы Тихорецкой до трассы М 4 «Дон» запланировано строительство подъезда к международному аэропорту Краснодар. Дорогу планируется проложить от проектируемой транспортной развязки в районе поселка Лорис до трассы Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края.
«В рамках данного участка планируется построить путепровод через железнодорожную ветку и транспортную развязку для подключения к проектируемому аэровокзальному комплексу, а также строительство транспортной развязки на пересечении с региональной дорогой и дорогой федерального значения М-4 «Дон», — прокомментировали в ведомстве.
Логистический центр
Вокруг транспортного хаба запланировано строительство промпарков, логистических и торговых центров, которые в общей сложности займут более 2 тыс. га, рассказал РБК Краснодар глава департамента инвестиций Кубани Юрий Волков.
По данным мэрии Краснодара, проект со всей сопутствующей инфраструктурой позволит создать 42 тыс. рабочих мест.
«Краснодар по своему географическому положению находится в очень выгодном месте. Мы является крупнейшим транспортным пересадочным узлом. И без наличия современного аэропорта, Краснодару будет сложно конкурировать с такими городами, как Сочи и Ростов. Они принимали в свое время Чемпионат мира по футболу и получали федеральные инвестиции, в т.ч. на развитие этой части транспортной инфраструктуры. А у нас стоит задача привлечь инвестиции частного бизнеса, чтобы воплотить в жизнь этот проект», — отметил мэр столицы Кубани Евгений Первышов.
Аэропорт «Пашковский» — история реконструкции
Международный аэропорт Краснодар (Пашковский) — крупнейший аэропорт Юга России, занимает 9-е место среди российских аэропортов по количеству перевезенных пассажиров. Сегодня в аэропорту Краснодар осуществляют перевозки около 40 авиакомпаний по 56 направлениям (из которых 30 — международные). Техническое оснащение аэропорта позволяет принимать самолеты современных типов: Boeing 737, 767, Airbus А319, A320, A330. Пропускная способность — 1000 пассажиров в час на внутренних авиалиниях, и 400 — на международных.
Как РБК Краснодар сообщал ранее, в 2014 году в аэропорту завершилась реконструкция терминала внутренних линий. В результате выполненных работ пропускная способность аэровокзала возросла в 2 раза — с 500 человек в час до 1000. Тогда планировалось, что следующими этапами модернизации будут благоустройство привокзальной площади и фасада аэровокзала, а также строительство нового аэровокзального комплекса, которое собирались завершить к 2018 году.
Позднее, в 2015 году объявлялось, что выбран генеральный проектировщик нового аэровокзального комплекса — немецкая архитектурная компания Assmann Beraten + Planen. Подрядчику предстояло подготовить проект будущего терминала, а также прилегающих к нему территорий и разработать генеральный план. В строительство терминала площадью около 45 тыс. кв. м, который будет почти в два раза больше существующего, планировалось инвестировать около 8 млрд руб. Пропускная способность нового аэровокзала должна составить 1500-1600 пассажиров в час.
В конце сентября 2017 года АО «Международный аэропорт Краснодар» подало иск в Арбитражный суд Краснодарского края на ООО «Ассманн Бератен + Планен». От проектировщика требовали вернуть 29,38 млн рублей, полученных им в виде необоснованного обогащения.