Краснодарский край, 06 мар 2020, 12:16

Книги и люди: зачем Краснодару первый книжный фестиваль

Южный книжный фестиваль станет первым мероприятием подобного формата не только в Краснодаре, но и в ЮФО. Самой проблемной частью оказался поиск финансирования, рассказали организаторы
Читать в полной версии

В Краснодаре 14-15 марта 2020 года пройдет первый в городе книжный фестиваль. Его организаторами выступают три независимых книжных магазина: «Чарли», «Кот ученый» и «Книжный кабинет».

«Книжный фестиваль — это мечта любого владельца книжного магазина. Мы по работе посещаем многие фестивали в центральной России, в Москве, Санкт-Петербурге. Подобные мероприятия проходят в Красноярске, Новосибирске, Казани. Конечно, хочется чего-то похожего и у нас. Их атмосферу не передать словами — там собирается множество людей, вовлеченных в книжную культуру, проходят лектории, разворачивается большая ярмарка, приезжают издательства, которые совсем по-другому рассказывают о своей литературе — ведь они участвуют в процессе создания», — рассказала РБК Краснодар владелица магазина «Чарли» Анна Кадикова.

По ее словам, идея организовать фестиваль родилась по результатам поездки в Краснодар друзей-книжников из Санкт-Петербурга. Затем к проекту подключились другие независимые книжные магазины.

«Одному магазину не потянуть. Делаются такие мероприятия на энтузиазме, по собственной инициативе и с пониманием того, что это никогда не окупится. Организация затратна по времени, по ресурсам и по деньгам: мы привозим спикеров, авторов, писателей, издателей», — отмечает Анна Кадикова.

Анна Кадикова (книжный магазин "Чарли")

Подготовка к фестивалю заняла около 2 месяцев. По оценкам организаторов, его посетит порядка 1 тыс. человек — прогнозы строились по данным о других похожих мероприятиях с аналогичной размеру площадкой и схожим населением города.

Стоимость организации фестиваля Кадикова оценивает примерно в 250 тыс. рублей. Большая часть денег ушла на билеты спикерам, аренду помещения и гонорары хедлайнерам. При этом часть выступающих согласилась поучаствовать ради интереса.

«Было очень трудно найти партнера. Прошли те времена, когда крупные компании легко соглашались поддержать проект и дать деньги за упоминание на баннере или что-то подобное. Сейчас мало кому интересен подобный формат. Нам повезло, что мы продолжили сотрудничать и дружить с МТС. Мы интегрировали в нашу программу их проект «Поколение М». Он отлично вписался в формат», — рассказала Анна.

В региональном МТС отметили, что компании близка концепция книжного фестиваля, поэтому провайдер решил поддержать мероприятие.

«Нашему городу очень нужны такие проекты, которые не виртуально, а в реальности способны объединить увлеченных, интересующихся людей. Особенно здорово, что фестиваль привлечет молодых людей, в том числе школьников, у которых сегодня не самые простые отношения с книгами. Кроме того, наш собственный проект «Поколение М» очень созвучен по замыслу фестивалю. Мы так же хотим, чтобы в нашей стране было как можно больше образованных, ищущих и талантливых людей. А умение читать, слышать, рассуждать — это то, что дает человеку книга. Пусть таких проектов будет больше, мы будем рады их поддерживать», — рассказал директор МТС в Краснодарском крае Сергей Ласкавый.

Краснодарский философ и теолог Алексей Верзунов на фестивале проведет лекцию на тему будущего и его отражении в литературе. Школьники старших классов по ее мотивам могут создать свои работы и описать, каким они видят будущее и выставить их на сайте благотворительного проекта МТС «Поколение М». За каждую работу начислят баллы, которые переведут в реальные деньги и направят на лечение тяжелобольных детей.

Также одним из проблематичных моментов организаторы называют поиск отеля-спонсора, который бы согласился разместить участников на условиях бартера.

«Центр тяжести» и литература

Быстрее всего сформировался список участников. Как рассказала владелица лавки «Кот ученый» Татьяна Мадонова, с гостями удалось определиться практически сразу.

«Организовать программу оказалось достаточно просто благодаря моим наработанным личным связям. Одно дело — личное знакомство, совсем другое — обезличенное общение по электронной почте», — добавляет Анна Кадикова.

Хедлайнером фестиваля стал известный писатель и переводчик Алексей Поляринов, автор романа «Центр тяжести» и переводчик романа американского автора Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка».

Книги на фестиваль привезут семь издательств: «Бумкнига», Ad Marginem, Albus Corvus, «МиФ», «Самокат», «Издательство Ивана Лимбаха» и Individuum. Среди гостей мероприятия также блогер Лера Мартьянова, продавец независимого книжного магазина Санкт-Петербурга «Все свободны» Дмитрий Хряпов, частный издатель Максим Гавронов, редактор портала «Такие дела» Сергей Карпов.

В рамках книжного фестиваля пройдут лекции спикеров, мастер-класс книжного иллюстратора, а также региональный отборочный тур федерального чемпионата по чтению вслух среди подростков и взрослых.

Первый книжный фестиваль в Краснодаре будет максимально универсальным, рассказывают организаторы. По их задумке, любой посетитель сможет выбрать какую-то интересную для себя тему в лектории.

Среди книг, которые привезут издательства, будут представлено максимальное количество стилей — детская и взрослая литература, научпоп, комиксы, бизнес, книги по саморазвитию и так далее. Будут также представлен ассортимент трех краснодарских независимых книжных магазинов. На ярмарке можно будет купить редкие книги и литературу небольших издательств.

«К нам едут издательства, который привезут книги, не представленные в магазинах масс-маркета. Многие из них сложно просто даже увидеть в Краснодаре. Плюс, они лучше кого-либо еще могут рассказать о литературе, которую выпускают, объяснить особенности, плюсы, какие-то недостатки. И продавать они их будут по своим издательским расценкам», — отметила Татьяна Мадонова.

Краснодарский фестиваль ориентирован на семьи с детьми и людей до 40 лет. Большой акцент организаторы делают на юное поколение в возрасте от 14 до 20 лет — многие мастер-классы и лекции делались под них.

Татьяна Мадонова (магазин "Кот ученый), Дмитрий Хряпов (независимый магазин "Все свободны", Санкт-Петербург), Евгений Соколов (совладелец "Кота ученого")

На грани выживания

В Краснодаре ситуация с независимыми книжными магазинами обстоит средне, говорит Анна Кадикова. Такие точки есть, но выживать им не просто.

«В Краснодаре есть специализированный магазин «Книжный кабинет». Есть «Кот ученый» с авторской подборкой ассортимента. Наша особенность — поддержка маленьких независимых книгоиздателей, это для нас принципиальный вопрос. Мы все разные. Но в целом в городе картинка получше, чем в некоторых других мегаполисах России. Есть и такие, где вообще нет независимых книжных магазинов», — рассказывает Кадикова.

В сентябре 2019 года владелица магазина «Чарли» после года работы объявила о продаже магазина из-за финансовых сложностей. Бизнес удалось сохранить.

«Мы пересчитали систему налогообложения, я сходила на две консультации и стало понятно, как все можно поправить. Переформатировали репертуар. Сейчас, по крайней мере, долги не растут, они остались на том же уровне, что и тогда, когда я планировала закрываться», — отмечает владелица магазина.

По ее словам, в целом этот бизнес романтизирован, но из-за высоких трудозатрат не может рассматриваться как хобби.

«Для меня это в первую очередь бизнес. Это очень тяжелый труд, это работа, которой надо заниматься 24 часа в день семь дней в неделю. Это время, занятое просчетом, переговорами, изучением нового репертуара — надо быть постоянно в курсе, что выходит, какие есть новинки. Как будто тебя подключили к сети и ты в ней постоянно находишься. Пока магазин нам ничего не приносит, но на выживание хватает», — рассказывает Анна Кадикова.

Выживать сложно, соглашается Татьяна Мадонова. Лавка «Кот ученый» работает уже четыре года, и первый год работы себя не окупала.

«У нас был другой путь. Сначала мы сделали отдел с канцтоварами, где было немного книг. И лишь потом открыли книжный. Если бы он был один, то первый год мы бы не пережили. Тогда все окупалось за счет канцтоваров. Мы столкнулись, например, со стереотипом людей, что в магазинах все дороже», — отмечает она.

Постепенно доля дохода от книг увеличилась — сейчас уже литература приносит 60% выручки, еще 40% дают канцтовары.

«Обороты росли. У нас появилось много постоянных покупателей и их становится все больше. Выжить независимому книжному магазину сложно, но возможно», — считает владелица лавки.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist