PROТуризм, 06 мая, 15:30

Дорогие автохтоны: как донские вина продвигают через культуру и энотуризм

В Ростовской области выращивают, в основном, укрывные сорта винограда, что не позволяет получать большой урожай. Однако, по мнению экспертов, перспективы донского вина — не в массовости
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Ростовская область занимает особое место на винной карте России за счет выращивания автохтонных сортов и укрывного виноградарства. При этом доля донского вина невелика: на него приходится примерно 0,7% от всей выпущенной в стране винодельческой продукции в литрах. В 2023 году в регионе, согласно данным Росстата, произвели порядка 104 тыс. дал (декалитров) игристых вин и около 209 тыс. дал тихих вин. Перспективы донского вина — не в масштабах, его аутентичность предстоит популяризовать через винодельческую культуру, энотуризм и мероприятия.

С 2019 года производство тихого вина в Ростовской области увеличилось втрое, рассказала директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Латышева. Производство игристых вин, напротив, снизилось.

«Связано это с изменением общей рыночной конъюнктуры. Раньше крупнейшим производителем был «Ростовский комбинат шампанских вин», который работал на импортном виноматериале. Сейчас приоритет государства — это развитие виноградников. Пальма первенства перешла к «Цимлянским винам», — пояснила Олеся Латышева.

Небольшая доля в общем объеме производства обусловлена в первую очередь распространенностью в регионе укрывного виноградарства, считает винный эксперт, директор Всемирной организации винного туризма по России Леонид Попович. По его словам, при этой достаточно сложной технологии трудно получать высокий урожай винограда, чтобы впоследствии конкурировать с крупными игроками рынка.

«Высокий урожай позволяет делать вино с низкой себестоимостью, которое можно будет продать по конкурентным ценам. Иная ситуация складывается с укрывными техниками, поэтому в Ростовской области виноделие ориентировано на средний и более высокий ценовой сегмент, в котором нужно делать хорошее и очень хорошее. Этим в основном и стараются заниматься виноделы Дона», — прокомментировал Леонид Попович.

Власти ставят задачи по развитию бренда

Тем не менее, донские вина в настоящее время начинают укреплять свои позиции и завоевывать интерес потребителя, считает заместитель губернатора региона — министр сельского хозяйства и продовольствия Константин Рачаловский. По данным на февраль 2024 года, в области работает 16 лицензированных производителей винодельческой продукции.

Региональные вина представлены в том числе и федеральных сетях. Более того, в отдельных точках реализации, таких как фирменный магазин «Степь», можно найти почти всех донских производителей.

«Вместе с этим путь донского вина — не в масштабах, он в аутентичности и уникальности. Основная задача сегодня — сделать донские вина узнаваемыми, как раз для этого проводятся мероприятия по популяризация донского виноделия», — отмечает Константин Рачаловский.

Автохтоны напрямую участвуют в формировании бренда донского вина и формируют его отличительный характер и вкус. Более высокие цены обусловлены небольшими объемами производства, а также повышенным спросом на донскую продукцию, считают виноделы.

Мал золотник, да дорог

Спрос на донское вино наблюдается не только на региональном уровне, донским брендом интересуются и на федеральном рынке. Например, продукция «Цимлянских вин» представлена на федеральном уровне в розничных сетях и винотеках, а также в сегменте HоRеCа. Как прокомментировала пресс-служба компании, сейчас доля автохтонных сортов винограда в виноградниках компании составляет 22% от общей площади — около 500 га. Ежегодно этот показатель будет расти.

Выход на общероссийскую карту виноделов не стал проблемой и для других предприятий Ростовской области, часть из них уже смогла попасть в торговые сети в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Член Совета малых виноделен «Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России», координатор проектов «Вилла Звезда» и «Усадьба Саркел» Игорь Губин рассказал, что порядка 50% КФХ реализует в винодельне, а остальное поставляется в ростовскую торговую сеть «1000 и 1 бутылка», а также в московскую сеть WineStyle.

«Работаем либо с розничными сетями, такими как WineStyle, «1000 и 1 бутылка», в которых достаточно гибкие условия и продукция поставляется сразу на полку, либо с сегментом HoReCa. У нас уже есть дистрибьютор, хорошая компания в Москве, который поставляет вино туда напрямую. По объемам 50% поставляются по указанным каналам, еще 50% продаем на месте», — пояснил Игорь Губин.

Про аналогичную структуру распространения рассказал заместитель главы КФХ Н. В. Молчанов Андрей Молчанов. Порядка 50% производимой продукции реализуются на винодельне, куда приезжают туристы. Еще часть вина предприятие поставляет на выставки, фестивали и другие мероприятия. Остальное — это реализация через магазины.

Глава КФХ Ю. Н. Химичев Юрий Химичев (бренд Vinabani) рассказал, что, помимо реализации в рознице разных городов страны, виноделам стоит формировать интерес к донскому вину дистанционно. Это могут быть онлайн-дегустации, когда люди собираются в магазине своего города, выбирают, что им нравится, и после этого целенаправленно посещают винодельню в Ростовской области.

Более того, люди, посещающие туристические локации и, в частности, этно-хутор «Старозолотовский», зачастую уже наслышаны о местных сортах винограда, рассказала директор музея «Тихий Дон» Лариса Егупова. По ее словам, рассказ о виноделии у казаков входит в основную экскурсию музея. В последний год до 40% гостей из Ростовской области, и до 80% туристов из других регионов интересуются дополнительными программами, что больше, чем в 2021-2022 годах.

«Все мы знаем винную дорогу долины Рейна, долину Напа. Донской регион, богатый своими автохтонами, способен стать не менее популярным, ведь в виноделии любой страны ценны именно эти сорта. Для ускоренного развития отрасли нужна поддержка государства, местных властей. А интерес у бизнеса есть, и будут появляться новые хозяйства», — считает Лариса Егупова.

Перспективный бренд «Долина Дона»

В целом, считают эксперты, интерес к автохтонным сортам винограда и органическим винам растет, и будет расти дальше. Для развития винодельческой отрасли Ростовской области необходимо более активное лицензирование фермерских хозяйств и семейных виноделен и их выход в розницу.

«Дону нужны новые имена. Регион с такой историей, огромным туристским потенциалом сегодня представлен на рынке максимум десятком виноделен разного масштаба. Винная карта Дона должна прирастать хозяйствами при организационной поддержке региона, науки, продвижения. Многое из этого делается уже сейчас», — добавила Олеся Латышева.

Винный эксперт Леонид Попович также подчеркнул, что перспективы развития донского виноделия, в том числе на федеральном уровне, зависят от государственной поддержки и стратегии регионального бизнеса в сфере виноделия. Если предприниматели начнут более активно продвигать долину Дона, то спрос на ее вина вырастет и, как следствие, появится необходимость в наращивании производства.

Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские