На Юге растет рынок доставки фермерских продуктов на дом
Спрос на экопродукты растет
Сразу несколько представителей онлайн-магазинов фермерских продуктов рассказали РБК-Юг о том, что интерес жителей Кубани и Дона к экопродуктам в последнее время только растет. Однако на Юге этот бизнес развивается гораздо медленнее, чем в Москве и Петербурге.
«Не могу сказать, что спрос большой, но он все же есть и он растет. Становится больше людей, которые понимают, в чем разница между фермерскими продуктами и магазинными. Однако Кубань специфичный регион для развития такого бизнеса. Например в Москве люди совсем не избалованы родственниками в станицах, которые привозят домашние яйца, молоко и мясо», - рассказала агентству директор интернет-магазина "Поздний завтрак" Надежда Зыкова.
Похожую позицию обозначила и владелец интернет-магазина «Ладушка Органик» Марина Ляховец. «Появился тренд - людям в целом стал интересен фермерский продукт. Но что касается реализации фермерской продукций через интернет, Кубань не слишком удачная площадка для такого бизнеса. Здесь люди любят ходить на рынок, они хотят чувствовать запах продукта, видеть его перед покупкой. Ярмарки и рынки забирают часть потенциальных клиентов на себя», - рассказала Ляховец.
Руководитель магазина фермерских продуктов «Телега» (Ростов) Дмитрий Зарубин отметил, что в Москве и Петербурге рынок развивается быстрее, потому что там больше платежеспособных людей, которые уже привыкли питаться экопродуктами. "Но при все этом и в Ростове есть спрос на наши услуги. Помогает поддерживать спрос и кулинария: котлеты, пельмени, печенье и др. продукты, приготовленные из тех же фермерских муки, молока, мяса, пользуются большим спросом", - рассказал Зарубин.
Рестораторы не слишком активны
Спрос на фермерские экопродукты отчасти поддерживают и рестораторы, однако не так активно, как этого бы хотелось онлайн-магазинам и самим производителям. По словам Зыковой, рестораны работают с поставщиками довольно специфично. "Они берут буквально 1-2 продукта. Не все рестораны заинтересованы в постоянном сотрудничестве", - сказала собеседница агентства.
По мнению Ляховец, найти ресторан, готовый постоянно брать большие объемы продукции, большая удача. "В основном рестораторы берут не много и просят всевозможные отсрочки. Рестораны хороши, когда они большие, состоявшиеся. Остальное - это потеря денег и времени", - констатировала Ляховец.
Рентабельность дает Москва
Несмотря на растущий спрос внутри южных регионов, по данным некоторых интернет-магазинов, высокую рентабельность можно получить только осуществляя поставки в столицу. По словам Ляховец, московский рынок остается основным драйвером роста для экопродуктов. «При наличии машины с рефрижератором доставка продуктов в Москву не является большой проблемой. Москва готова забирать большие объемы продукции, мы стали рентабельны только когда нашли рынок сбыта в столице», - отметила владелец «Ладушка Органик».
О проблеме выхода на рентабельность в южных регионах рассказал и создатель проекта интернет-магазина экологичных фермерских продуктов в Сочи Алексей Юртаев. «В Южных регионах меньше понимания, что такое экопродукты. Мы планируем запустить проект осенью и при этом не смотрим на него как на бизнес, это скорее хобби, которое должно выходить в «ноль» или в небольшой плюс. Ждать сверхприбылей в этой сфере на Кубани пока не стоит», - сказал Юртаев.
В то же время те предприниматели, которые не просто осуществляют доставку, а сами выращивают и производят продукцию, заявляют о довольно высокой рентабельности своего бизнеса - около 20-30%. По словам руководителя проекта «Огород маркет» (выращивание и реализация зелени) Александры Комаровой, рентабельность фермеров может быть и выше 20-30% при грамотной логистике. Однако на начальных этапах выше 30% вряд ли возможно получить. По словам директора проекта «Сыр в масле» (производство и доставка молочных продуктов) Максима Михайлишина, сдерживают рост рентабельности производителей также повышающиеся цены на топливо и корма для животных.
Фермеров спасает онлайн
Главное, что отметили все собеседники агентства, на Юге работают достаточно активные фермеры, готовые к работе в новых форматах. Руководитель магазина «Телега» Дмитрий Зарубин рассказал, что онлайн-магазины для небольших хозяйств являются очень удачным рынком сбыта.
«Мы работаем с небольшими хозяйствами и их объемы не дают им выйти на рынок самостоятельно. Таким образом, для них мы являемся хорошим каналом сбыта. Более того, мы покупаем у фермеров продукцию по справедливой цене, которая дает им возможность и дальше делать качественную продукцию, а не играть качеством в угоду цене», - рассказал Зарубин.
Зыкова также отметила, что фермеры заинтересованы в сотрудничестве с онлайн-магазинами. «Мы к каждому фермеру едем и смотрим его хозяйство, действительно ли оно экологически чистое. Не все фермеры понимают, что такое онлайн-магазин, многие чего-то боятся, но после 2-3 встреч приходит понимание всего процесса и люди готовы работать», - сказала собеседница агентства.
Те же производители, кто самостоятельно сумел наладить каналы сбыта в онлайне, тоже говорят о желании работать и увеличивать объемы дальше. По словам руководителя проекта «Сыр в масле», у хозяйства есть большие планы по производству дорогих сыров. При этом ферма планирует и дальше работать с клиентами напрямую.
А вот ферма «Огород маркет», которая изначально работала только по онлайн заказам, набрав клиентов перешла на работу исключительно с юридическими лицами. «Мы сейчас работаем только с юрлицами. На данный момент спрос на продукцию превышает наши возможности. Львиная доля урожая уходит в экомагазины и не только оналайн, но и городские лавки", - рассказала Комарова.