Суд разрешил производить адыгейский сыр не в Адыгее
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле поддержала решение Арбитражного суда Брянской области, разрешившего компании «Умалат» продажу продукции под брендом «Адыгейский сыр». Об этом РБК Краснодар сообщили в пресс-службе «Умалата».
Согласно выводам инстанции, продукция компании «Умалат» не нарушает исключительные права производителей из Адыгеи на поставку этого товара.
ЗАО «Умалат» зарегистрировано в Севске Брянской области в 1998 году. Основной вид деятельности — производство сыра и сырных продуктов. В 2017 году выручка компании составила 2 млрд рублей, чистая прибыль — 69,8 млн рублей. Владельцами компании являются Алексей Мартыненко (95%, он же является гендиректором) и Андрей Крышко (5%).
Решение было вынесено по иску Союза производителей продукции «Сыр адыгейский», который объединяет региональных производителей из Адыгеи: эта организация требовала от «Умалата» изъять свою продукцию из оборота, уничтожить за собственный счет товар, этикетки и упаковки, на которых было размещено наименование «Сыр адыгейский».
В итоге, как пишет «Коммерсант», Арбитражный суд Брянской области решил, что продукция СПП «Сыр Адыгейский», как и «Умалата», не соответствует наименованию места происхождения товара (НМПТ). В решении говорится, что при производстве НМПТ «Адыгейский сыр» продукция формируется в плетеных корзиночках, а ее свойства обусловлены климатом и ручным трудом, однако, по мнению инстанции, эти условия не выполняются ни одним из производителей, в том числе региональными компаниями. Двадцатый арбитражный апелляционный суд позицию предыдущей инстанции подтвердил.
Основатель «Умалата» Алексей Мартыненко считает, что благодаря решению суда, компания сможет вернуться в торговые сети.
«Попытка Адыгеи забрать себе исключительное право на производство адыгейского сыра в первую очередь сказывается на потребителях, лишая их возможности приобрести сорт сыра, к которому они привыкли. Такая ситуация не только неправильна, но и абсурдна: нельзя требовать от других соблюдения правил, которые нарушаешь сам. Эти производители, по сути, предлагают «неадыгейский сыр» из Адыгеи», - отмечает он.
По данным «Коммерсанта», решение суда касается исключительно «Умалата», так как адыгейские производители подали в суд именно на эту компанию.
Споры вокруг адыгейского сыра
Как сообщал РБК Краснодар, в 2017 году Минсельхоз РФ запретил производить адыгейский сыр за пределами Республики Адыгея и Краснодарского края. Министерство пояснило, что наименованию «Сыр адыгейский» предоставлена защита по месту географического происхождения.
В июне того же года в регионе начала работу АНО «Союз производителей адыгейского сыра» в Республике Адыгея, в которую вошли семь предприятий-производителей молочной продукции. Предполагается, что ассоциация сыроделов будет представлять интересы своих членов на всех уровнях, а также гарантировать качество брендового продукта республики.
В сентябре 2017 года несколько предприятий из Брянской области, Чувашии, Ростова-на-Дону и Красноярского края подали иск в Суд по интеллектуальным правам, требуя признать недействительным решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, которым оставлено неизменным наименование место происхождения товара «Сыр Адыгейский». Суд отказал в иске, позднее его решение подтвердила кассационная инстанция.
После вынесения судебных решений Региональный союз производителей адыгейского сыра начал распространять по торговым сетям письмо, где выдвигаются требования убрать с полок продукт, произведенный за пределами Адыгеи, указывая, что при наличии зарегистрированного НМПТ он является фальсификатом.
После этого, сети начали массово выводить продукцию, произведенную за пределами Адыгеи из оборота, а некоторые просили забрать остатки продукта, который есть на полках, либо взять обязательства по компенсации штрафов, если они будут наложены в момент их реализации (незаконное использование НМПТ приводит к административной ответственности: штраф в пятикратном размере стоимости товара, конфискацию товара и средств его производства).
В июле 2018 года производители также обратились в ФАС с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны предприятий, входящих в Союз производителей продукции «Сыр адыгейский» (Республика Адыгея). Жалобы также направлены в Роспатент и Минсельхоз РФ. Представители российских предприятий намерены доказать, что требования к адыгейскому сыру, зафиксированные в патенте, не выполняются в самой Адыгее.
География сказалась на продажах
В первом полугодии 2018 года емкость рынка адыгейского сыра сократилась на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,95 тыс. тонн.
Снижение произошло из-за того, что торговые сети начали отказываться от продажи продукции, произведенной за пределами Адыгеи и Краснодарского края.
По итогам первого полугодия 2018 года объем производства адыгейского сыра местными компаниями вырос на 20,2%, поставщиков из других регионов сократился на 53%. Эта динамика позволила зарегистрированным в Адыгее компаниям за год увеличить свою долю на рынке адыгейского сыра почти в два раза — с 24% до 44%.