Разводка или разведка: зачем армия Украины проводит соцопрос на Кубани
Украинские военные намерены изучить настроения жителей Краснодарского края и Республики Адыгея — в частности, определить степень недовольства властью и выявить эффективные информационные каналы по работе с разными группами граждан.
Как сообщал РБК, на украинском сайте госзакупок Prozorro был размещен тендер на проведение социологического исследования на юге России. В качестве заказчика выступает воинская часть А4398 — под этим кодом работает 72-й головной Центр информационно-психологических операций Сил специальных операций Украины.
Исследование предполагается провести с 15 июня по 1 октября 2018 года в пяти регионах России: в Краснодарском крае и Адыгее, Ростовской области, Калмыкии и в Крыму. Исполнитель должен провести не менее 20 дискуссий в фокус-группах и 2000 личных интервью на дому у респондентов и сформировать аналитический отчет. Стоимость контракта составляет 1,6 млн гривен (более 3,8 млн руб. по действующему курсу).
В частности, украинскую армию интересует степень удовлетворенности жителей Юга России работой гражданской, политической и административной систем (неправительственные организации, движения, партии, чиновники, президент), а также готовы ли они отстаивать свою позицию и участвовать в акциях протеста.
Кроме того, исполнитель должен оценить степень общественной напряженности в регионах и ее причины, выделив для каждой целевой группы социокультурные модели, ценностные установки и предпочтительные каналы коммуникации.
Силы специальных операций Вооруженных сил Украины образованы в 2016 году. Согласно информации на сайте Минобороны, ССО должны действовать в интересах национальной безопасности как на территории страны, так и за ее пределами.
В состав частей и подразделений информационно-психологических операций ССО входят Главный центр ИПсО в Киеве, 74-й центр во Львове (ОК «Запад»), 83-й центр в Одессе (ОК «Юг») и 16-й отряд в Житомирской области (ОК «Север»).
72-й центр центр информационно-психологических операций (ОК «Восток») в 2014 году передислоцировался из Севастополя в Бровары. По данным хакерской группировки «Берегини», численность личного состава — 146 человек, командир — капитан 2-го ранга Сергей Литовченко. Структура центра включает аналитический отдел, отдел наблюдения и специальных действий, отделения печатной пропаганды и информационно-телекоммуникационных технологий. Согласно информации украинских и российских СМИ, 72-й Центр в т.ч. ведет активную работу в российском сегменте Интернета, включая соцсети.
Комментарии экспертов
Президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный отмечает, что подобное социологическое исследование с большой долей вероятности связано с проведением разведывательных операций на территории России. По его мнению, опрос дает возможность получить характеристику социально-политического и социально-экономического состояния территории, на которой не исключено ведение каких-то боевых действий.
«Министерство обороны Украины явно не собирается заниматься на Юге России сельским хозяйством. Следовательно, они просматривают территорию как возможный объект, на котором будут действовать их вооруженные силы. Выясняется, как население должно реагировать на возможное появление вооруженных формирований Украины, а также прорабатываются идеологические установки для того, чтобы уменьшить сопротивляемость», — прокомментировал Подлесный.
Политтехнолог Александр Топалов отмечает, что для любого государства замерять настрой жителей соседних стран (особенно регионов, расположенных в непосредственной близости) — достаточно прозорливо, а иногда просто необходимо.
«Вопрос в том, что самостоятельным государством назвать Украину сейчас трудно. Скорее всего, данный тендер придуман западными консультантами, которые в последнее время фактически занимаются внешней политикой нашего соседа. Найти реальных исполнителей этого заказа среди уважаемых социологических служб в России, очевидно, не получится. В первую очередь, из-за того что это исследование представляет очевидную угрозу конституционному строю и безопасности России», — полагает он.
По мнению директора украинского фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива Ирины Бекешкиной, подобное исследование на Юге России вряд ли осуществимо, т.к. любую российскую организацию «сразу обвинят в шпионаже или в чем другом». «Честно говоря, я в таком легком ступоре. Думаю, это какая-то наивность просто. Я уверена, что ни одна серьезная социологическая фирма за это не возьмется. Единственное, что возможно, что ВСУ просто обманут, если за это возьмется какая-то мошенническая фирмочка», — заявила Бекешкина в эфире телеканала «112 Украина» (цитата по ТАСС).
По мнению кубанских экспертов, исполнителем тендера может стать экспертная группа «Сова», которой руководит бывший профессор Кубанского госуниверситета Михаил Савва, эмигрировавший в 2016 году из России и получивший статус политического беженца на Украине.
«Я думаю, будет заключен какой-то субподряд с одной из российских организаций. Скорее всего, это будет одна из московских организаций, которая сейчас имеет статус иностранного агента. Затем этот иностранный агент заключит договор еще с какой-нибудь организацией, которая этого статуса не имеет. Механизм довольно простой, так вполне реально провести это исследование», — уверен Геннадий Подлесный.
При этом сам Михаил Савва считает проведение этого исследования невозможным, так как его выполнение можно приравнять к государственной измене. «Люди в здравом уме этого делать не будут. Статья 275 Уголовного кодекса РФ — государственная измена. То есть российские исполнители этого исследования получат от 12 до 20 лет. Никаких шуток. Это исследование — консультационная помощь иностранной организации, направленная против интересов РФ», — прокомментировал он на своей странице в Facebook.
По мнению президента Центра прикладной социологии и политологии, публикация открытого тендера говорит о том, что на Украине не осталось специалистов, которые могут «технично провести работу по разведке территории будущих боевых действий».
Политтехнолог Александр Топалов, напротив, считает, что реальная цель публикации тендера — не поиск исполнителей, а сигнал о том, что через Украину можно получать средства на антироссийские исследования и разработки. «В любом случае, экспертам и спецслужбам теперь предстоит внимательнее мониторить ситуацию с исследованиями настроений на юге России, а также с финансированием некоммерческого сектора и экспертных сообществ», — отметил он.
По мнению социолога Антон Хлыбова, исследование протестного потенциала в Краснодарском крае может быть непосредственно связано с темой присоединения Кубани к независимой Украине, которая популярна среди политического истеблишмента Киева. Проведение качественного исследования позволит определиться болевые точки российского общества, на которые будут производиться информационные удары, считает он.
«Мы находимся в ситуации, когда на политическом поле Юга России может появиться еще один мощный и обладающими ресурсами игрок — украинские эмиссары. Стоит учитывать, что украинское политическое поле намного более конкурентно, что позволило за 15 лет майданов вырастить целую плеяду крайне талантливых специалистов по манипуляции общественным мнением. Если их привлечь в работе по созданию напряженности в ЮФО — поверьте, результат будет. И следствием этой работы станут экономические потери для России. Не допустить проведения подобного исследования — это государственная задача», — заключил Хлыбов.