Краснодарский край, 07 мая 2019, 10:29

Не выходи из комнаты: «Магнит» запустит доставку продуктов в Краснодаре

Читать в полной версии
Фото: Ведомости/ТАСС

Розничная сеть «Магнит» запустит в 2019 году в Краснодаре пилотный проект по организации доставки продуктов, чтобы протестировать спрос за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом говорится в годовом отчете ретейлера.

В документе отмечается, что тестирование сервиса будет проводиться в рамках создания омниканальной экосистемы, которая включает в себя развитие электронной коммерции, а также собственного платежного сервиса. Переход к омниканальной модели является частью пятилетней стратегии «Магнита», принятой в августе 2018 года.

В сентябре 2018 года совет директоров сети утвердил стратегию трансформации компании. Благодаря ее реализации ретейлер планирует нарастить свою долю рынка с 9% в 2017 году до 15% в 2023 году. Достигнуть поставленных целей планируется с помощью реорганизации системы управления и переориентации работы в зависимости от потребностей клиентов и текущего положения на рынке.

«Для обеспечения долгосрочного роста уже сейчас необходимо пилотировать и создавать омниканальную экосистему, которая обеспечит наше присутствие в самом быстрорастущем сегменте рынка, позволит нам закрыть неудовлетворенные потребности наших покупателей и создаст дополнительный канал коммуникации с потребителем», — говорится в годовом отчете «Магнита».

Ретейлер отмечает, что одна из основных целей этого направления — закрыть все покупательские миссии, связанные «с приобретением продуктов питания, товаров для красоты и здоровья, детского питания, уходом за детьми и уходом за домашними питомцами», а также создать предложение сопутствующих услуг — например, доставки.

Как работает доставка из интернет-магазинов

Существуют три основные модели развития онлайн-канала продаж — это собственная доставка, click & collect (заказ товара онлайн с возможностью забрать его в магазине) и доставка силами сторонней компании. В последнем случае курьер чаще всего берет товары прямо с полок магазина.

Эксперт по ретейлу Bain&Company Александр Бородецкий в феврале 2019 года заявлял РБК, что последний вариант наиболее привлекателен для ретейлера, так как не требует капитальных вложений в инфраструктуру для комплектации товара и развития компетенций «последней мили», а сотрудничество с сервисом доставки может сгенерировать дополнительный трафик в магазины.

По его словам, две другие модели построения онлайн-продаж требуют высоких затрат — как операционных, так и капитальных: в Европе 3–5% маржи по операционной прибыли могут упасть до минус 2–5% при построении инфраструктуры для click & collect и до минус 5–10% при организации собственной доставки за счет затрат на «последнюю милю». В результате многие компании работают в минус в расчете на повышение лояльности и «доли в кошельке» клиентов, а также на повышение прибыльности в будущем.

Разные взгляды

Бывший владелец сети «Магнит» Сергей Галицкий скептически относился к доставке продуктов питания на дома, полагая, что это направление не имеет будущего.

«Потребление продуктов ежедневного спроса является фиксированной статьей по затратам. Доставка в каждую квартиру – это очень затратный механизм и себестоимость будет невероятно высока. Когда мы говорим о московском или лондонском «Сити», то да, эти люди могут себе позволить домашнюю доставку продуктов питания. Если мы говорим об основной массе населения, я думаю, что это невозможно. Поэтому развитие онлайн-сегмента в продуктовом сегменте не имеет будущего», — заявлял Галицкий в эфире телеканала «Россия 24» в 2013 году.

Новый гендиректор сети Ольга Наумова в интервью РБК в июле 2018 года отмечала, что в сегменте e-grocery есть особенность, связанная с высокой стоимостью «последней мили» при небольшом чеке. По ее мнению, это является главным ограничением развития рынка продажи продуктов через Интернет.

«Не каждый человек готов заплатить 200 или 300 рублей за доставку пакета с продуктами стоимостью в те же 200 или 300 рублей. Поэтому по-прежнему основной объем обеспечивают большие покупки», — заявляла она.

При этом, по словам Наумовой, рынок движется в сторону снижения себестоимости доставки, и появляются новые форматы.

«Я думаю, что формат сlick&collect точно имеет право на существование. Я вообще очень верю в омниканальность. В целый ряд e-commers-историй верю. В то, что нужно предлагать покупателю все целиком, одним кликом. Зайдя в «Магнит», он должен сразу еще и товары из «М.Видео», например, получить», — отмечала гендиректор «Магнита».

Развитие рынка и опыт конкурентов

В феврале 2019 года платную доставку продуктов начала тестировать в Москве главный конкурент «Магнита» — сеть «Пятерочка». Доставка осуществляется через маркетплейс Dostavista из 29 универсамов на юго-западе столицы жителям близлежащих районов. Пилотный проект предполагает доставку продуктов из «Пятерочки» в радиусе около 3 км вокруг универсама. Обеспечивать ее будут пешие курьеры, поэтому общий вес заказа ограничен 15 кг. Стоимость услуги составляет 99 рублей при среднем чеке в 349,6 рублей по итогам 2018 года.

Из крупных ретейлеров интернет-магазины уже есть у «Ашана» и «Перекрестка», другого формата X5 Retail Group. Эти ретейлеры сами доставляют товары, стоимость доставки зависит от суммы заказа. Например, у «Перекрестка» доставка становится бесплатной при заказе от 2 тыс. руб. Другие сети, в частности «Лента» и Metro Cash & Carry, работают с сервисами доставки. Первая, согласно информации на сайте ретейлера, работает с Instamart, Golama и iGooods, у второй — более 20 партнеров.

«Тем самым мы знакомим со своим ассортиментом широкий круг потребителей, сохраняя фокус собственных ресурсов на профессиональных клиентах», — объяснил РБК представитель Metro.

Для «Ленты», по словам ее представителя, сотрудничество с сервисами доставки — это в первую очередь способ «держать руку на пульсе» и мониторить сегмент онлайн-торговли продуктами. Пока «Лента» не видит достаточного объема рынка для запуска собственного интернет-магазина и потенциала, для того чтобы он мог работать эффективно.

«Продажи через сервисы доставки, с которыми мы сотрудничаем, едва сравнимы с выручкой одного супермаркета», — сообщил представитель ретейлера, уточнив, что, когда рынок будет готов к такому сервису, компания планирует развивать этот формат и бороться за лидерские позиции.

В целом, объем интернет-торговли продуктами в 2018 году составил 49,4 млрд руб., оценивают аналитики «РБК Исследования рынков». Согласно проведенному ими опросу, доля россиян, заказывающих на дом товары повседневного спроса, и в частности продукты питания, составила 13,2% от общего числа респондентов.

По данным интернет-платформы Ozon, самой быстроразвивающейся категорией во втором квартале 2018 года оказались «Продукты питания» — ее рост превысил 200% к аналогичному периоду предыдущего года, а в общей структуре продаж доля этого сегмента достигла 5%.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией