Краснодарский край, 07 окт 2016, 09:41

Законом не запрещено: чем дышат вейперы и кто зарабатывает на паре

Рынок продаж электронных сигарет и жидкостей для парения в Краснодаре почти достиг насыщения, уверены его игроки. Законодательно он пока никак не регулируется, но участники уже готовятся к появлению ограничений
Читать в полной версии
Фото: 24auto.ru

Электронные сигареты для «парения» (вейпинга) состоят из корпуса, в котором находятся резервуар для хранения жидкости и вапорайзер, металлической спирали, аккумулятора, фитиля из ваты или хлопка и жидкости для «парения». Когда курильщик затягивается, включается аккумулятор, спираль нагревается, жидкость, залитая в вапорайзер-испаритель и пропитавшая фитиль, нагревается, и выделяется пар.

Жидкость состоит из глицерина, пропиленгликоля и ароматизаторов. Иногда в ней присутствует никотин.

«Законом не запрещено»

Российские законотворцы, известные своим пристрастием к ограничениям и мерам по регулированию рынка, пока никак не реагируют на достаточно заметный сегмент бизнеса — продажу электронных сигарет, кальянов и других устройств, а также наполнителей для них. Никак не регламентируется и не отслеживается даже производство в России жидкостей, содержащих никотин и потенциально способных вызывать привыкание.

Как рассказал РБК Юг представитель пресс-службы департамента потребительской сферы Краснодарского края, ведомство не отслеживает товарную группу, к которой принадлежат электронные испарители. «Такой статистики, скорее всего, не будет и в Росстате», — добавил он.

В краевом управлении Роспотребнадзора отметили, что в ходе выполняемых проверок вапорайзеры (вейпы) никак не контролировались, а конкретных обращений или жалоб в ведомство по ним еще не поступало. 

Управляющий вейп-шопа Siganiga.ru Захар Алексеев пояснил, что устройства для вейпинга не подлежат обязательной сертификации. «Они идут как несертифицируемые товары, например, как искусственные елки. Но это не значит, что они импортируются неофициально», — отметил он.

При этом многие предприниматели, которые намерены открыть вейп-шоп, даже советуются с юристами, какую категорию товара для этого выбрать. «Юристы советуют людям открывать несколько категорий: электроника, прочие товары. Люди перестраховываются, они не против использовать разные ОКВЭДы, чтобы никто не мог придраться», — продолжил Алексеев.

Продавцы пара

Вейп-шопы по документам оформляются как обычные магазины. Всего, по данным Алексеева, точек продаж вейпов в Краснодаре (как маленьких, где только выдают товар, так и больших, где есть барная стойка и можно «попарить») насчитывается примерно 15-20 единиц. Из них крупных около десятка. По его мнению, рынок города уже близок к насыщению. В ближайшие три года ожидается рост, но он будет не такой бурный, как до этого.

В основном вейпы везут из Китая и США. В России сейчас производятся только механические моды (корпус, в котором находятся резервуар для хранения жидкости и вапорайзер), рассказывает продавец вейп-шопа «Пар Культуры», не пожелавший назвать себя. 

Стоимость вапорайзера колеблется от 4 до 20 тысяч рублей. Она зависит от таких параметров как мощность (от этого зависит, как быстро будет разогреваться спираль), качество спирали и других запчастей.

Что касается жидкостей, то, например, в «Паре Культуры» продают только американские премиум-класса. Продавец объясняет это тем, что они проходят сертификацию в лабораториях завода-производителя. Средняя цена жидкости — 700 рублей. Как отметил собеседник, производители жидкостей есть в России и даже в Краснодаре. «При этом они неплохие и тоже представлены на полках в различных точках», — добавил он.

Сумму вложений в открытие вейп-шопа Алексеев назвать не смог, сославшись на разные форматы и площади магазинов. По его словам, одна из сетей «паровых» магазинов предлагает франшизу, в которую нужно вложить 1,5-2 млн рублей. Франчайзеры обещают, что эти средства окупятся за 9-12 месяцев.

К примеру, Vape.ru предлагает открыть вейп-шоп под собственным брендом по цене от 1 млн рублей. При этом паушальный взнос и роялти не требуется, а франчайзер обещает среднюю окупаемость менее 12 месяцев. Кроме того, он готов выбрать место для торговой точки, разработать концепцию, дизайн-проект, подобрать персонал и обучить его. Владелец Vape.ru в Краснодаре не ответил на запрос РБК Юг.

В ожидании запретов

По словам Алексеева, несмотря на то, что вейпинг законодательно не регулируется, многие участники рынка уже готовятся к этому. Например, крупные вейп-шопы уже давно не продают свои товары несовершеннолетним и даже не пускают их внутрь. Также производители устройств и жидкостей проходят необязательные для них сертификации и лабораторные исследования продукции. При этом он признает, что серьезных исследований еще никто не проводил, поскольку они стоят очень дорого . 

По информации краевого департамента потребсферы, министерство здравоохранения РФ планирует проведение детального изучения состава электронных сигарет и их воздействия на организм человека. Кроме того, на сайте комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике есть информация об обсуждении законопроекта о запрете продажи электронных сигарет несовершеннолетним.

Готовятся подобные нормативно-правовые акты на краевом уровне, сообщил депутат ЗСК Алексей Гусак.

«Пока эта сфера находится вне закона. Это неизученные вещи. Все мы помним историю с легальным распространением спайсов в Краснодаре, потом они оказались наркотиками. Я предлагаю ограничить запрет продажи таких электронных сигарет несовершеннолетним и курение их в общественных местах», — говорит Гусак.

По его словам, сейчас в кубанском парламенте ведется предварительная работа по этому вопросу. К обсуждению планируется также привлечь специалистов и участников этого рынка. Результаты этого этапа подготовки законопроекта ориентировочно будут представлены в октябре.

Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком