Быть ли Арбату: урбанисты о создании пешеходной улицы в центре Краснодара
Администрация Краснодара заявила о намерении решить проблему затопления и хаотичной парковки на велодорожке по улице Чапаева. Глава Краснодара Евгений Наумов предложил организовать здесь пешеходную зону и вернуть ей статус местного Арбата. Город может себе позволить без дополнительных пробок перекрывать в выходные дни квартал от улицы Красноармейской до Рашпилевской, считает мэр.
Названо три возможных решения. Велодорожку могут заменить тротуаром либо поднять ее уровень, чтобы избежать затоплений. Парковки предложено сохранить на одной стороне улицы либо ликвидировать их вместе с велодорожкой. Последнее решение уже оформлено в проект и находится на стадии госэкспертизы, сказано в сообщении администрации.
Есть ли риски дополнительных заторов?
Опрошенные РБК Краснодар эксперты поддерживают создание пешеходной зоны в центре города. Создание прогулочных маршрутов уже заложено в стратегию социально-экономического развития города, сообщила директор общественного центра по развитию городской среды «Помоги городу», председатель Общественного совета по озеленению Краснодара Елена Шувалова.
«Однозначно я за пешеходные зеленые улицы, за то, чтобы в городе было больше качественных пешеходных связей, чтобы люди отказывались от перемещения хотя бы по центру города на автомобилях и могли ходить пешком на маршрутах до 3-х километров. Кроме того, такая прогулочная территория — это объект туристической привлекательности. <> А транспортную сеть можно смоделировать так, чтобы это не ухудшало ситуацию на дорогах», — рассказала Шувалова.
Она считает, что само по себе перекрытие квартала не должно привести к увеличению пробок. Это подтверждает предыдущий опыт, когда квартал перекрывали на ремонт в 2021 году, отметил участник общественного движения «Городские решения» Мирослав Валькович.
«Если мы полностью закроем эту улицу, транспортная ситуация не ухудшится. Когда Водоканал полностью перекрыл улицу Чапаева на ремонт в 2021 году — никакой проблемы с транспортом не существовало. <> Кроме того, в департаменте транспорта проводили компьютерное моделирование полного перекрытия этой части улицы, и никаких особенных проблем не существовало», — рассказал Валькович.
Однако опасения в связи с возможными пробками, по его мнению, остаются. Он считает, что решение сохранить парковочные места чревато увеличением «блуждающего трафика» — водителей в поисках парковочных мест, те в свою очередь будут создавать дополнительную загрузку в транспортной сети.
«Все заездные карманы в небольшом количестве будут забиты. Автомобилист знает, что здесь есть парковка и в надежде, что именно для него место будет свободно (а оно не будет свободно), будет приезжать на этот участок, создавая дополнительную загрузку. А если автомобилист будет знать, что ни при каких условиях не сможет здесь припарковаться, он будет искать парковку в другом месте. Поэтому любое количество парковочных карманов не решит проблему с трафиком. Лучше эти места отдать местным жителям, велосипедистам, пешеходам — это будет максимально эффективно с точки зрения использования городского пространства», — объяснил Валькович.
Забытая велодорожка
Велодорожка, которую предлагают ликвидировать, напротив, уже потеряла свою актуальность, считает Валькович. По его данным, новое полотно оставалось востребованным только в первые месяцы.
«Мы анализировали трафик на Чапаева. До ремонта на одного велосипедиста приходилось 26 автомобилей на этом участке. После ремонта — 6 автомобилистов на одного велосипедиста», — рассказал Валькович.
Позже дорогу велосипедам перегородили автомобилисты, которые стали парковаться на велодорожке, несмотря на запреты. Теперь люди на велосипедах объезжают участок, построенный специально для них.
Чтобы избежать подобных рисков, перед запуском нового проекта необходимы консультации с горожанами и стейкхолдерами, которые заинтересованы в развитии этой территории, считает Шувалова.
«Если этот диалог будет вестись правильно, конструктивно, а не для галочки, я думаю, можно разработать качественный проект, который будет полезен всем горожанам», — отметила она.
Нехватка комплексных решений
Важным недостатком проекта может стать его локализация на конкретном небольшом участке, считает урбанист Валькович.
«Мы должны поставить цели и задачи — для чего мы отремонтируем улицу, что будет дальше. Поэтому когда разрабатывался проект «7 улиц», занимались функциональным пересмотром всего исторического центра, его преобразованием, приданием ему новых смыслов. Из этого исходили. Поэтому сейчас Чапаева — это небольшая часть этого стратегического плана», — рассказал он.
По его мнению, пока для полноценной оценки масштабов проекта информации недостаточно.
Как сообщал РБК Краснодар, глава краевого центра Евгений Наумов 5 декабря объявил о планах реорганизации движения на участке улицы Чапаева. Проект реконструкции участка улицы передан на государственную экспертизу. Разработчики закладывают на его реализацию 6 месяцев.
Квартал, который планируют отремонтировать, в 1990-е годы был местом притяжения молодежи — здесь выступали музыканты, торговали книгами и картинами.
Участок улицы Чапаева была перекрыта на ремонт в 2021 году. После общественных слушаний здесь было организовано одностороннее движение, появилась велосипедная дорожка, огороженная бордюром. Прогулочный квартал на Чапаева должен был заменить недостающую пешеходную зону на улице Красной, которую перестали перекрывать в выходные дни.
С ремонта Чапаева должна была начаться реализация программы «Семь улиц», которую готовила прежняя администрация Краснодара. Новую схему обустройства прогулочных зон по проекту «Семь улиц» начали обсуждать в 2020 году при мэре Евгении Первышове. Однако в июле 2021 года проект раскритиковал губернатор Краснодарского края Вениамина Кондратьева, документ отправили на доработку.