Краснодарский край, 08 окт 2019, 13:27

Клинический случай: почему на Кубани не хватает врачей и медсестер

Кубань испытывает серьезную нехватку медицинского персонала. С проблемой при подборке кадров сталкиваются как госучреждения, так и частные клиники
Читать в полной версии

Медучреждения Краснодарского края испытывают сильный кадровый голод. До 2026 года потребность в медицинском персонале достигнет 30 тыс. специалистов - этот прогноз учтен в государственном заказе на обучение.

По отдельным направлениям ситуация улучшается, но пока врачей и медсестер не хватает, рассказала на круглом столе РБК Краснодар главный консультант отдела по вопросам государственной и гражданской службы и кадров Минздрава Кубани Ольга Белозерова.

По ее словам, с врачами ситуация обстоит немного лучше, так как в профильных вузах остался целевой прием, а желающих получить образование в Краснодарском крае достаточно много. Специалист, отучившийся по этой программе, впоследствии должен три года проработать в регионе, подавшем заявку.

Также в рамках целевой краевой программы подготовки врачебных кадров для сельского здравоохранения за последние 10 лет выпустились около 700 специалистов. Благодаря этому выросла обеспеченность медиками в сельских муниципалитетах региона.

По федеральной программе «Земский доктор» с 2012 по 2019 год были заключены 2705 договоров. С 2017 года добавилась программа «Земский фельдшер». В прошлом году по ней заключили договоры со 143 фельдшерами, в 2019 году планируется привлечь еще 400 врачей и 153 фельдшеров.

В настоящее время перед государством, прежде всего, стоит задача закрыть потребности в кадрах государственных клиник, куда обращается около 80% населения. Как отмечает Белозерова, проблема дефицита остается острой из-за недостатка врачей и среднего медицинского персонала, а также завышенных ожиданий молодых специалистов.

Спрос на кадры в медицинской сфере превышает предложение, подтверждает руководителя «Центра занятости населения города Краснодара» Минтруда Кубани Елизавета Мирошниченко. В краевом центре на сегодняшний день представлено более тысячи вакансий от медицинских учреждений — при этом на учете состоит всего 60 специалистов с профильным образованием.

«Мы трудоустраиваем врачей буквально за 10 дней. Выбор для специалистов колоссальный. Сложнее всего с вакансиями медицинских сестер — их незакрытыми остается по городу около 700. Открыты 176 вакансий участковых терапевтов. Укомплектовать средний и младший медперсонал очень сложно», — рассказала она.

Ситуация в коммерческом секторе обстоит не намного лучше, считает руководитель PR-службы макрорегиона Юг компании HeadHunter Алена Манохина. По ее словам, на одну вакансию в среднем в регионе поступает 2,2 резюме - это «средняя температура по больнице».

«Это не говорит о том, что на вакансию, например, лечащего врача, откликнутся два специалиста с профильным образованием и опытом. Может поступить и резюме от процедурной медсестры. Об адекватной ситуации на рынке труда можно говорить, когда на одну вакансию приходит 5-6 резюме. Тогда у работодателя есть выбор. Сейчас же клиникам приходится непросто — в медицинской сфере колоссальный кадровый дефицит и борьба за персонал» — подчеркнула Манохина.

Наиболее остро обстоит проблема со средним и младшим медицинским персоналом, подчеркивает и.о. ректора Краснодарского мединститута высшего сестринского образования Галина Ильченко.

«Самой проблемной является сфера первичной медико-санитарной помощи. Крупные медицинские учреждения, в которых реализуются высокие технологии, не испытывают такой острой потребности в персонале. Только шестая часть дефицита — это врачи, все остальное — младший и средний медперсонал», — отмечает она.

Во многом проблема связана с низким статусом профессии и условиями работы в рядовых поликлиниках и центральных районных больницах. По словам Ильченко, в сфере медицины решить проблему одним повышением зарплат невозможно.

«У нас большой конкурс, поступают многие. Из-за высокого проходного балла приходят дети с высоким средним баллом аттестата. Они проходят практику, например, в Первой клинической больнице, где реализуют высокие современные технологии. После получения диплома они ищут работу примерно такого же уровня. Место участковой медсестры в поликлинике или ФАПе им не интересно. Надо повышать техническое оснащение наших больниц и поликлиник», — поделилась и.о. ректора Краснодарского мединститута высшего сестринского образования.

По словам руководителя представительства турецкого медцентра «Анадолу» в Краснодаре Антона Казарина, это общая проблема для всей России — статус медицинской сестры очень низок.

«У нас есть врачи, которые почти боги. И есть медсестры с очень низким статусом. И в итоге это очень негативно влияет на сервис и медсистему в целом. На западе все немного по-другому. Статус Chief nurse (главной сестры) очень высокий. От нее и ее подчиненных зависит, пойдет ли к вам пациент снова или нет. Даже если была хорошо сделана операция, то средний медперсонал может все испортить», — рассказал эксперт.

Частный взгляд на медицину

Частные клиники как коммерческие структуры прежде всего заинтересованы во врачах с именем и репутацией, напоминает начальник отдела кадров ООО «Клиника Екатерининская» Наталья Колоколова.

«Частной медицине нужен медперсонал с опытом. В первую очередь, клиники привлекают тех врачей, у которых есть значимость, которых знают и к которым пойдут. Врачебный персонал не может быть со студенческой скамьи, мы не можем брать студентов, которые никогда не работали и не понимают, что такое клиника», — подчеркивает Колоколова.

При этом, по ее словам, частные организации также испытывают кадровый голод и конкурируют за специалистов. Привлекается и квалифицированный персонал из других регионов.

Однако не все "частники" идут по этому пути, некоторые платные клиники охотно принимают персонал с минимальным опытом и растят кадры, отмечает гендиректор клиники WMT Ольга Григорьева.

«У нас немного иная кадровая политика. В нашей клинике работает больше шести профессоров и 20 кандидатов наук, развито наставничество. Мы сотрудничаем с мединститутом и сейчас понимаем, что хорошо было бы наладить связи с учреждением медсестринского образования. Пока мы сталкиваемся с большими проблемами при наборе медицинского персонала, как и госсектор, и другие наши коллеги», — рассказала Григорьева.

По ее словам, клиника WMT вкладывается в повышение квалификации специалистов и их дальнейшее образование. Конкурировать за кадры удается за счет лучших условий, чем в госучреждениях, а также корпоративной культурой, меньшим объемом отчетности и современным оборудованием.

Такого же подхода придерживается и клиника «Будь Здоров», рассказала главврач учреждения Роза Зызлова. Организация входит в состав сети с головным офисом в Москве и имеет большой опыт наставничества, сотрудничает с московскими вузами, а также активно занимается повышением профессионального уровня своих врачей.

«У нас есть возможность организовать процесс непрерывного образования. Мы отправляем специалистов для обучения в московские клиники, проводим еженедельные лекции ведущих профессионалов страны. Есть внешний профессорский состав. Корпоративный дух, опыт наставничества, возможность профессионального роста и обучения — все это удерживает молодежь», — считает Роза Зызлова.

При комплектации персонала клиники «Здрава» использовался комплексный подход, рассказала гендиректор ООО «Центр кадровых решений» Елена Громченко.

«Клиника «Здрава» — проект нашей кадровой компании, мы его ведем уже три года. Учреждение досталось нам без медицинского персонала и управленческого звена. При наборе персонала мы выбрали стратегию HR-бренда — вне зависимости от того, какой врач принимает в учреждении, пациент получит качественную помощь. Привлекались и наши «звезды», и молодые кадры, есть наставничество. Но основная задача — удержать профессионалов. В коммерческой медицине в сегменте хирургии нет возможностей для опытов и ошибок», — подчеркивает Громченко.

Испытывают трудности с привлечением персонала и такие узкоспециализированные заведения, как Краснодарская бальнеолечебница. Учреждение решает проблему как с помощью привлечения персонала из других регионов, так и за счет внутреннего обучения.

«Мы существуем уже более 40 лет, поэтому есть большой опыт в сфере санаторно-курортного лечения, есть свои светила, которые готовы делиться опытом и знаниями, брать наставничество. Это касается и врачебного, и среднего медицинского персонала», — отметила директор по персоналу учреждения Ольга Шуленина.

Перспективы и решения

Проблема с трудовыми ресурсами в сфере медицины требует комплексного решения и не решается одним лишь повышением зарплаты, согласились участники дискуссии.

«Мы понимаем, что в условиях такого кадрового голода невозможно бороться за сотрудников только за счет бесконечного повышения зарплаты. Здесь компаниям приходится работать именно с личным брендом, создавать условия и давать возможности для развития. С его помощью требуется не только привлекать, но и удерживать сотрудников», — считает Алена Манохина.

Остается открытым вопрос с воспитанием кадрового состава. Пока обучение врачей ведется за счет средств либо государства, либо  родителей.

«После стандартного курса в шесть лет студент получает профессию участкового врача-терапевта или педиатра. Частным клиникам они не нужны, им требуются уже готовые узкие специалисты. А для специализации врача требуется отправить в ординатуру на еще 2-4 года. Кто за это будет платить? Есть компании, которые растят сотрудников с первого курса и заключают договоры, но это большая редкость», — подчеркивает Ольга Белозерова.

В настоящее время основным драйвером является государственный заказ, рассчитанный с учетом потребностей региона в медицинских кадрах. В то же время, учебные заведения и клиники могут развивать плодотворное сотрудничество, считает Галина Ильченко. Перспективна совместная организация обучающих конференций, семинаров, мастер-классов дополнительно к базовой программе.

Роза Зызлова отмечает, что за последние 15 лет потребность в узкоспециализированных специалистах растет и в дальнейшем будет увеличиваться.

«Не у всех есть возможность отучиться 8-10 лет. А медицинское образование требует полноценной отдачи, без возможности совмещения с подработкой. Кто за это заплатит? Получается, что родители. Должна быть разработана система образовательных кредитов, которые бы позволили всем желающим получить профессию и потом гарантированно устроиться на работу», — считает главврач клиники.

Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США