Краснодарский край, 08 ноя 2013, 15:08

Эксперт: Властям Кубани пора всерьез взяться за бюджетные долги

Андрей Цион, ведущий аналитик Lionstone Investment Services, специально для ИА «РБК-Кубань». Как это ни прискорбно проблема налоговых задолженностей стоит не только перед Кубанью, она присутствует практически в каждом регионе России в том или ином виде. Для Краснодарского края вопрос получения налоговых сборов более чем актуален, особенно в виду того, что на 2014 год запланировано получение порядка 152,5 млрд руб. доходов бюджета исключительно за счет тех или иных налоговых поступлений.
Читать в полной версии
Фото: Lionstone Investment Services

Андрей Цион, ведущий аналитик Lionstone Investment Services, специально для ИА «РБК-Кубань». Как это ни прискорбно проблема налоговых задолженностей стоит не только перед Кубанью, она присутствует практически в каждом регионе России в том или ином виде. Для Краснодарского края вопрос получения налоговых сборов более чем актуален, особенно в виду того, что на 2014 год запланировано получение порядка 152,5 млрд руб. доходов бюджета исключительно за счет тех или иных налоговых поступлений.

Местные власти проводят активную политику, направленную на уменьшение налоговой недоимки, проводятся семинары для налогоплательщиков, дни налоговой грамотности, различные рейдовые мероприятия, обращения посредством СМИ, создаются консультационные пункты и мобильные офисы, должностные лица предприятий-неплательщиков приглашаются в управление комиссии по урегулированию задолженности и многое другое.

Все это, безусловно, носит позитивный характер и способствуют снижению задолженности, но, как видим, эти меры недостаточно эффективны - задолженность снижается очень низкими темпами. Все предпринимаемые меры носят больше информационный характер, т.е. они направлены все же больше на законопослушных налогоплательщиков.

Но есть и другая категория налогоплательщиков, к которой необходимо применять более жесткие меры, как это делают другие регионы.

Не стоит забывать, что накопление налоговых задолженностей создает финансовые сложности при реализации запланированных социально-экономических программ, от которых серьезным образом зависит состояние экономики как конкретного субъекта Федерации, так и всей России в целом. Возможно, главная проблема в сложившейся ситуации кроется в самом отношении региональной власти к данной вопросу.

На одном из зональных совещаний вице-губернатор края Иван Перонко заявил, что сокращение недоимки по налогам - один из основных резервов увеличения доходной части консолидированного бюджета края. Со слов чиновника складывается впечатление, что власти края смирились с проблемой недоимки налогов и все силы направляют на то, как эти долги компенсировать.

Долги по налогам рассматриваются как дополнительный доход бюджета, а не как нечто негативное, тормозящее развитие края.

К сожалению, на том же совещании не прозвучало никаких высказываний на тему принятия мер по предупреждению невыплат налогов в дальнейшем.

Поднимаются вопросы преодоления отставания по сборам налогов, по контролю за предприятиями-должниками и так далее, конечно, со временем это поможет решить текущие задачи по возврату задолженности. Но правильнее начинать думать о стратегическом развитии региона, пора поднимать вопросы не о том, каким образом компенсировать уже образовавшуюся задолженность, а о том, как создать условия, в которых задолженность не будет формироваться вообще и будет чем-то исключительным, а не в порядке вещей, как есть на данный момент.

Если налоговые органы Краснодарского края самостоятельно не справляются со сложившейся ситуацией, имеющимися в их распоряжении средствами, возможно, им стоит выступить с инициативой и обратиться к исполнительной или законодательной власти региона, либо сами власти должны включится в эту работу.

Налогоплательщик хочет понимать, куда реально уходят его деньги.

Если он будет видеть в этом пользу и выгоду как для себя лично, так и для развития бизнеса, то он, наверняка, пойдет и заплатит налоги. Людям нужна мотивация и личная заинтересованность. Когда власть говорит об абстрактных вещах о развитии региона или страны в целом, для конкретного человека, даже если он руководитель предприятия, это разговор ни о чем.

К тому же на сегодняшний день, к сожалению, сложилась такая ситуация, что на всех уровнях, будь то гражданин, предприятие, налогоплательщик - не ощущается реальной отдачи от своих денег. К примеру, мы платим транспортный налог, но не видим улучшения состояния дорог, предприятия платят огромные налоги, но не видят улучшения имеющихся и создания новых возможностей для бизнеса. Власти необходимо озаботиться формированием бизнес-климата, дать бизнесу понять, что государство его защищает. К сожалению, это проблема всей России, но почему бы Краснодарскому краю не подать пример для других?

Чтобы не изобретать велосипед, возможно стоит рассмотреть и попытаться адаптировать к нашим современным реалиям успешный опыт зарубежных коллег.

Опять же обращу внимание, не только по взысканию налоговых задолженностей, но даже в большей степени по предотвращению их возникновения. В пример можно привести американскую программу 401К, которая заключается в том, что работодатели могут делать взносы, необлагаемые налогом, на накопительные пенсионные счета работников. Таким образом, компании покрывают пенсию, но в тоже время получают налоговые льготы. Бизнес с удовольствием участвует в подобных программах.

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы