Модный русский: что с производством автохтонных вин на Юге в 2023г.
Доля вин из русских, аборигенных сортов винограда (Ростовская область, Краснодарский край, Крым, Дагестан) на сегодняшний день составляет не более 1,5% на отечественном рынке. В ближайшей перспективе виноградари и виноделы будут расширять посадки винограда автохтонных сортов и объем производства вина из него. Об этом РБК Краснодар рассказал директор по России Всемирной организации винного туризма (GWTO) Леонид Попович.
«Есть всемирный рынок вин. Вина из классических сортов на этом рынке занимают и всегда будут занимать ведущее место. Но всегда появляется мода. Об автохтонах говорят последние 10-15 лет. И те вина, которые получаются из местных сортов, уже точно заняли свою нишу. Сегодня виноградари и виноделы расширяют посадки винограда автохтонных сортов и объем производства вина из него. Но по-прежнему доля автохтонов занимает небольшой процент в общем объеме — порядка 1-1,5%», — сказал Леонид Попович.
Директор GWTO в России уверен, что развитие сегмента будет напрямую зависеть от создания новых питомников, в том числе готовых производитель саженцы исключительно автохтонных сортов в большом количестве.
«Если импортные саженцы мы можем привести уже привитые, то автохтонны никто не прививает, это можно сделать только на наших же питомниках. Те питомники, которые сейчас создаются, ориентированы на массовые саженцы. Как только появятся питомники, готовые производить в большом количестве саженцы винограда автохтонных сортов, тогда количество производства автохтонных вин начнет расти. Пока их просто-напросто негде взять: если кто-то и хотел посадить, то попробуй найди этот «Красностоп», «Кокур» или «Цимлянский черный», — прокомментировал Попович.
Автохтоны — это винные сорта, появившиеся и произрастающие на конкретной географической территории. Виноград автохтонных сортов не используют для виноделия в других странах. Родиной нескольких десятков современных автохтонов России является южная часть страны: Краснодарский Край, Ростовская область, Крым. На Кубани выращивается виноград сортов: «Цимлянский черный», «Красностоп Золотовский» и «Красностоп Анапский», «Плечистик», «Платовский», «Варюшкин», «Достойный», «Сибирьковый».
Новый вкусовой опыт
Сомелье ростовского ресторана «Эрти» Владислав Беспрозванный прокомментировал, что в винной карте заведения сегодня представлено более 40 наименований вин из автохтонных сортов винограда, и интерес гостей к этим сортам растет.
«В этом году российские автохтонны начали появляться как грибы на осенней охоте. И вина непросты, они настолько прекрасны, что Франция и Италия могут уже позавидовать не только низкой цене, но и качеству самого вина. Автохтонны появляются в дубе, в квеври, в карасах. Много гаражных виноделов выходят на рынок, и мы не могли обойти их стороной. В нашей винной карте более 40 наименований прекрасных гастрономичных и неповторимых вин. Мы становимся свидетелем, когда вина России становятся намного интереснее «Бордо», «Бургундии», «Эльзаса». Главное, это замечают гости, и их интерес растет», — прокомментировал сомелье.
Шеф-повар ресторана «Онегин Дача» Игорь Савинов также рассказал, что география размещения заведения диктует необходимость работать с автохтонными сортами винограда. По словам Савинова, спрос на автохтон («Красностоп Золотовский», «Цимлянский Черный», «Кумшацкий», «Пухляковский», «Голубок», «Мушкетный») сегодня можно уже назвать ажиотажным.
«Спрос, и уже можно сказать ажиотаж, на местные вина вырос значительно среди наших ростовчан и гостей города. Улучшается качество вин, соответственно, растет и их стоимость», — отметил Савинов.
Спрос на автохтонные вина в Ростовской области вырос значительно, говорит бренд-амбассадор компании «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко.
«Это связано с тем, что в принципе спрос на российское вино в этот и прошлый год переходит из разряда тренда для просветленных и самых модных уже в массовый тренд. Запрос есть. Это даже можно заметить по винным картам премиальных заведений, которые зачастую работают с обеспеченными гостями. Видно, что за 2-3 года их отношение от игнорирования сменилось на желание иметь вина из автохтонных сортов винограда, потому что они идут за запросом клиента. А состоятельный и богатый клиент — это всегда более близкий к трендам, нежели демократичный клиент, который все еще ориентируется на стоимость, а не на сорт», — прокомментировал Матвеенко.
В то же время руководитель развития барного направления краснодарской семьи ресторанов «Mandarin» Василий Савельев отметил, что спрос на вина аборигенных сортов пока незначителен. По словам топ-менеджера, скорее имеет место интерес к конкретным торговым маркам, которые имеют в своей линейке вина с новыми необычными вкусами.
«Гибридов в наших ресторанах немного, в основном в купажах отечественных вин. Спрос со стороны гостей на конкретные сорта винограда отсутствует, у гостя нет вкусового опыта и полноценного знакомства с отечественными сортами, за исключением красностопа. Однако появляются постоянные потребители торговых марок, в купажах которых есть автохтоны, они получают для себя новый вкусовой опыт. Запоминается гостям в этом случае наименование торговой марки, а не непривычные названия сортов винограда», — заявил Василий Савельев.
По словам шеф-повара и ресторатора «Вилла Верде» Ивана Мандрика, спрос в Краснодаре на автохтон есть, но все же он ниже, чем на российские вина в целом.
«В нашей коллекции вин присутствует представитель аборигенного вина. Данный сегмент вин, конечно же реализуется, но стоимость их постоянно растет. Динамика роста таких вин не слишком высока. Но если говорить об общем спросе на отечественные вина, изготовленных из международных сортов винограда, то, и качество продукта, и продажи здесь значительно выше», — прокомментировал Мандрик.
Культурный, модный, дорогой
Производство вина из автохтонных сортов стоит дороже, оно более трудозатратное по сравнению с виноделием на основе классических сортов, говорят виноделы.
«Это культурный виноград — он не морозостойкий. Его нужно на зиму укрывать валом земли. Он отличается тем, что имеет большую биомассу, опушность листа, цвет лозы и низкую урожайность. И получается, что себестоимость этого винограда выше», — поясняет По словам Игоря Губина — члена Совета малых виноделен федерального СРО России, координатора проектов «Вилла Звезда» и «Усадьба Саркел», главы КФХ Губин И.В.
С другой, стороны, рассуждает глава ассоциации, по причине своей уникальности и более низкой конкуренции на рынке, отпускная цена на автохтонные вина тоже выше обычной, что побуждает виноделов расширять земли под автохтоны.
«У меня это ежегодная планомерная программа. При том, что у меня 12,6 га, я каждый год высаживаю около 2-3 га именно автохтонных сортов», — поделился Игорь Губин.
Совладелец фермерской винодельни FerVino Игорь Зубков в ближайшей перспективе (2-5 лет) планирует полностью перевести производство исключительно на автохтонное вино из-за повышенного спроса на новые вкусы аборигенных сортов. Но в то же время винодел отмечает препятствия бюрократического характера в этой отрасли.
«Продукция улетает. Всем надоело «Каберне-совиньен», люди хотят «Анапский монарх», «Макарача», «Монарх». Я считаю, что за этим будущее, но для этого нужна серьезная господдержка. Дайте 1000 га земли и субсидирование института, который будет продавать виноделам саженцы. Интерес есть, а питомников нет», — рассказал Зубков.
Автохтоны — это больше дань моде, подчеркивает владелец студии вина «Галина» и винодельни «Вина Арпачино» Юрий Малик.
«С продажами проблем нет. Я наоборот торможу, отказываю. Продаю в рестораны и через мои собственные 3 магазина, сейчас строю гостиницу. <…> Я бы сказал, что вина делятся не на автохтонные и нет, а на хорошие и плохие. Плохих, к сожалению, больше. В каждом сорте винограда есть своя особенность. Искусство винодела выделить эту особенность и дать ей проявиться. Автохтоны это или нет — разницы никто не определит, если вино качественное. При этом повальное увлечение автохтонами иногда идет виноделию во вред, так как при использовании того, или иного сорта всегда нужно учитывать многовековую практику работы с ним и климатические особенности, а не гнаться за модой», — рассказал Юрий Малик.