Краснодарский край, 09 дек 2015, 17:31

Центр "Омега" за 5 лет планирует расплатиться с олимпийскими долгами

Генеральный директор "НАО "Центр "Омега" Валерий Данченко рассказал, как компания рассчитывает избавиться от долговой нагрузки и выйти на прибыльность благодаря гостиничному бизнесу.
Читать в полной версии
(Фото: Предоставлено пресс-службой)

Центр "Омега" является ответственным исполнителем по проектированию и строительству, а также эксплуатации следующих объектов: Крытый конькобежный центр "Адлер-Арена", Главный медиацентр, Комплекс административных зданий Олимпийского парка, шоссейно-кольцевая трасса Гран-при России Формулы 1, гостиница Tulip Inn Omega Sochi, город-отель «Бархатные сезоны». Также компания занимается организацией и проведением Гран При Формулы 1 в Сочи. Центр "Омега" на 100% принадлежит департаменту имущественных отношений Краснодарского края. 

Валерий, в этом году туристический кластер "Омеги" провел уже второй полноценный "высокий" сезон. Есть с чем сравнить. У вас самый большой номерной фонд в России — порядка 9 тыс. Удалось ли их заполнить?

На сегодняшний день мы действительно имеем более 9 тыс. номерного фонда, и являемся крупнейшим гостиничным комплексом в Европе. Гостиничный комплекс "Бархатные сезоны" вмещает порядка 8 тыс. номеров и в гостинице TULIP INN OMEGA SOCHI 3* еще 334 номера.

Естественно, с пониманием такого количества номерного фонда возникает необходимость его загрузки. Летом мы приняли более 200 тыс. человек. Я больше не знаю ни одного гостиничного проекта в России, который бы за 3 мес. принимал такое количество людей. Если брать загрузку в процентном соотношении, в июне это было 67% , в июле — 80%, в августе вышли почти на 100%.

В начале сезона в ваш адрес было много упреков со стороны клиентов "Библио Глобуса", которые купили путевки со скидками до 70-80% и жаловались, что "Бархатные сезоны" просто оказались не готовы к такой нагрузке. Везде были очереди, элементарно не хватало питания...

Сразу хочу пояснить относительно продажи номерного фонда через "Библио Глобус" и других туроператоров. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы продавать номера оптом через туроператоров. "Омега", в начале года, заключила контракт с "Библио Глобусом" по выгодной цене, выше средней цены на номера гостиниц в Сочи, что позволило "Омеге" получить выручку только от реализации контракта с "Библио Глобусом" более 1 млрд руб.

"Библио Глобус" в процентном соотношении к структуре агентских договоров по размещению составляет 47%. Более 40 туроператоров работает с НАО "Центр "Омега" по размещению.

А как же с претензиями к качеству?

Когда мы увидели, что 4-5 тыс., а затем более 10 тыс. человек заезжают к нам ежедневно, мы действительно в первый момент оказались к этому не готовы. Но были приняты все необходимые меры: по питанию, по организации работы горничных, транспорта, работников пляжа. Мы увеличили штат горничных, создали специальный штаб по реагированию на все вопросы. Персонал и руководители работали с операторами и гостями, принимали жалобы и брали их в работу. В итоге в августе месяце мы вышли на абсолютное отсутствие жалоб по всем направлениям. Нареканий со стороны отдыхающих больше не было.

Вы будете дальше работать с "Библио Глобусом"?

Да, у нас уже есть договоренность, мы заключили 3-х летний рамочный контракт. В том числе на три месяца зимнего сезона. Твердая квота на зиму - 50% от заявочной позиции. С 20 декабря "Библио Глобус" поставил на Сочи 5 самолетов "Уральских авиалиний". Еще 5 рейсов в Сочи компания организовывает. Это будет либо "Аэрофлот", либо "Уральские авиалинии".

Какую загрузку вы прогнозируете на текущую зиму?

У нас была хорошая загрузка октября с учетом "Формулы-1". В ноябре благодаря целому ряду спортивных мероприятий загрузка составляла порядка 30%. В декабре, с учетом всех прогнозов и заключенных договоров с туроператорами, мы ожидаем 50-60% загрузки. В январе с учетом каникул ждем до 80% загрузки, а дальше посмотрим.

На фоне того, что для российских туристов уже закрылись и Египет, и Турция, вы почувствовали какой-то повышенный спрос?

Человек у нас избирательный. Качество не заменишь деньгами. Пока что люди ринулись в Сочи, потому что здесь дешевле, чем могут предложить действующие заграничные направления. Но если Сочи не обеспечит тот сервис, который был в той же Турции, человек лучше останется дома, выберет дачу и что-то другое.

Естественно, нам помог Египет, помог кризис. Российский рынок сейчас наполнится россиянами, но есть еще Тайланд, ОАЭ, Вьетнам, которые понимают, что если Египет ушел, то надо заполнить рынок теми странами, которые остаются. Поэтому сейчас нам самое важное - повысить свой сервис, ответственность, потому что завтра придут другие страны на замену Египту и Турции, но у нас есть шанс успеть показать свой уровень.

По данным администрации региона, общий объем расходов компании при подготовке к Олимпиаде составил 62 млрд руб. бюджетных средств и свыше 21 млрд руб. - небюджетных. При этом "Омега" не попала в перечень компаний, получающих поддержку от Внешэкономбанка. К началу 2015г. задолженность компании по кредитам превышала 12 млрд руб., однако ее удалось сократить на 5 млрд руб.

Ряд апартаментов вы выставляете на продажу. Есть ли сейчас на них спрос?

С учетом нашего финансового состояния и нашего кредита в 7,5 млрд руб. перед Банком Москвы, мы должны реализовать те объекты, которые не имеют значимой позиции в гостиничном размещении, и снижать долг. Сейчас мы продаем как четырехэтажные корпуса, так и недостроенные коттеджи, которые находятся на 1 линии у моря. В общей сложности мы выставляем на реализацию не более 10% номерного фонда и в следующем году рассчитываем получить от продаж 5,5 млрд рублей. В целом же вся программа продаж апартаментов рассчитана на 5 лет. За этот период мы планируем полностью расплатиться с кредитами.

Кроме апартаментов что-то еще из недвижимости планируется продать?

Да, есть еще объекты, которые не относятся к гостиничному комплексу. Это бывшее здание Международного Олимпийского комитета (8 тыс. кв. м), здание размещения официальных делегаций (4,5 тыс. кв. м), Дом болельщика (2,8 тыс. кв. м), антидопинговая лаборатория (4,5 тыс. кв. м), дом водителя (двухэтажное здание на 1,5 тыс кв. м). Все это осталось после проведения Олимпиады и может быть использовано как коммерческая недвижимость, в том числе как аренда или реализация данных объектов.

То есть можно сказать, что продав все непрофильные объекты вы полностью погасите долги и сосредоточитесь только на гостиничном бизнесе? А какую рентабельность сегодня вам обеспечивает гостиничный бизнес?

Сейчас могу сказать только одно, гостиничный бизнес с учетом всех затрат позволяет нам содержать немаленький штат — более 1500 человек, и выполнять свои обязательства по содержанию всех объектов, в том числе Олимпийского парка. Гостиницы — это на сегодня основной вид бизнеса, который приносит "Омеге" прибыль.

На одной из прошлых сессий ЗСК депутаты приняли обращение к правительству с просьбой передать в федеральную собственность не только Главный медиацентр, который пока также числится на балансе "Омеги", но и трассу для проведения "Формулы-1". По их мнению, сегодня это непомерная нагрузка для региона. В этом случае "Омега" может привлекаться как оператор для проведения гонок. Как я понимаю, это для вас будет более выгодная финансовая модель?

На сегодняшний день Краснодарский край, пожалуй, единственный в стране регион, кто смог провести мероприятие такого уровня, в рамках которого проходят визиты первых лиц мира. Это и высочайшие требования международного организатора, и требования к безопасности, и высокая спортивная составляющая, и транспортное обеспечение. По опросу независимых экспертов РБК положительную оценку мероприятиям по организации FORMULA 1 ГРАН-ПРИ РОССИИ 2015 дали 97% посетителей мероприятия. ​Конечно, мы как организатор проведения гонок и других мероприятий, получили колоссальный опыт. И я уверен, что этот опыт должен быть востребован. В рамках поиска оптимальной бизнес-логики организации «Формулы 1», с учетом сложного финансового состояния прорабатываются все варианты, о решении узнаем. Но я уверен, что в любом случае, наши услуги еще понадобятся. Мы уже сегодня столкнулись с тем, что наших сотрудников переманивают в Баку, где также будут проводиться "королевские гонки".

А что касается Олимпийского парка. Кто сейчас финансирует его содержание и развитие?

В соответствии с краевой программой и распоряжением правительства РФ, мы начали эксплуатировать и содержать Олимпийский городок с июня 2014г. Территория Олимпийского парка - это муниципальная собственность. В общей сложности - это более 50  га, более 3,5 тыс. насаждений, 17 га газона, Олимпийский фонтан, 26 объектов недвижимости, асфальтобетонные покрытия, площадки и т. д. В этом году мы сделали эвкалиптовую аллею, высадили порядка 280 деревьев, сделали цветники, 3 больших клумбы, всего высадили около 65 тыс. цветов. В год парк посещают порядка 2 млн туристов. Всего из бюджета края ежегодно (в 2014-2015 гг.) на парк выделено 500 млн руб. В 2016г. эта цифра не будет превышать 400 млн рублей.

Как вы считаете, теоретически парк может "прокормить" себя сам? То есть можно ли зарабатывать на его содержание и благоустройство оказываемыми услугами?

Здесь есть два момента. Некоторые советчики говорят - сделайте платный вход. Понимая значимость парка, мы, естественно, на это не пойдем. Мы решили пойти по другому пути. Мы будем уходить от сдачи помещений в аренду и переходить на самостоятельное оказание платных услуг. Получение доходов каждый год нам позволит снижать на 30% нагрузку на бюджет края и к 2020г. "Омега" выйдет на то, что она будет содержать Олимпийский парк и объекты парка без субсидий.

Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам