Щепки летят: почему банкротят еще одну фирму экс-владельца ФК «Кубань»
Арбитражный суд Краснодарского края ввел процедуру наблюдения в отношении ООО «Индустриальный союз Кубани». Об этом говорится в материалах Единого реестра сведений о банкротстве.
Временным управляющим должника назначен Геннадий Пересвет. Судебное заседание по рассмотрению отчета о результатах процедуры наблюдения назначено на 18 мая 2020 года.
Как следует из материалов арбитражного суда, с иском о признании ООО «Индустриальный союз Кубани» несостоятельным в мае 2019 года обратилась госкорпорация «ВЭБ.РФ». Сумма исковых требований составила 10,25 млрд рублей. среди них 5,77 млрд рублей — сумма основного долга, 3,47 млрд рублей — проценты по кредиту и 997,1 млн рублей — неустойка.
В апреле 2013 года ООО «Индустриальный союз Кубани» выступило поручителем по обязательствам ЗАО «Производственно-деревообрабатывающий комплекс (ПДК) «Апшеронск». Организация привлекла средства госкорпорацию на реализацию инвестпроекта «Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины. Однако до настоящего времени задолженность перед кредитором погашена не была.
ООО «Индустриальный союз Кубани» зарегистрировано в Армавире в 2005 году. Компания ведет деятельность по предоставлению займов промышленности. В 2017 году (более поздних данных не представлено) выручка организации составила 128 тыс. рублей, чистый убыток — 30,1 млн рублей. Владельцами указаны Григорий Саакян и Карлен Айрапетян.
Футбол до добра не довел
ООО «Индустриальный союз Кубани» также является владельцем 99% ООО «ИСК-Инвест». Еще 1% принадлежит Виталию Марченко. До июня 2015 года ООО «ИСК-Инвест» было владельцем 49,99% НАО «Футбольный клуб «Кубань» (до 2012 году компании принадлежало 75%). Фактически клуб в то время приналдлежал уроженцу Армавира, главе украинской металлургической компании «Индустриальный союз Донбасса» Олегу Мкртчяну.
Как сообщал РБК Краснодар, Мкртчян был арестован в Москве в феврале 2018 года. Его подозревали в растрате средств, предоставленных государственными банками, в частности Внешэкономбанком, на развитие «Индустриального союза Донбасса», так и на деятельность других предприятий, которыми бизнесмен владеет в России.
В августе 2019 года Мосгорсуд признал Мкртчяна виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорил его к девяти годам лишения свободы. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск «Фонда промышленных активов» (учрежден ВЭБом, передавшим ему «плохие» долги украинских заемщиков) о взыскании с Мкртчана 198,5 млрд рублей. Рассмотрение дела Мкртчяна проходило в Мосгорсуде в закрытом режиме, поскольку его материалам был присвоен гриф «секретно».
Совладельцу ООО «Индустриальный союз Кубани» Виталию Марченко также принадлежит 24,94% АО «Краснодарский завод металлоконструкций». Соглашение о строительстве «КЗМ» было подписано на IX Международном инвестиционном форуме «Сочи 2010». В сентябре 2011 года предприятие было запущено. КЗМ построил в Краснодаре в арендуемом у завода «Седин» корпусе завод по выпуску 96 тыс. тонн металлоконструкций и оцинкованию 40 тыс. тонн металлоконструкций в год, предприятие включало восемь производственных линий.
Предприятия также связано с Олегом Мкртчяном. Изначально ее учредителем было НАО ФК «Кубань». Планировалось, что за счет дивидендов от деятельности предприятия будет пополняться бюджет футбольного клуба. В декабре 2019 года предприятие признали банкротом.
Кроме того, в сентябре 2019 года Арбитражный суд Краснодарского края на шесть месяцев ввел конкурсное производство сроком в отношении ЗАО «Русская горно-металлургическая компания-Кубань». Компания была одним из титульных спонсоров ФК «Кубань». Она также связана с корпорацией «Индустриальный союз Донбасса», одним из акционеров которой выступал Олег Мкртчян. Размер требований кредиторов превышает 8 млрд рублей.
Чем известно ПДК «Апшеронск»
АО «Производственно-деревообрабатывающий комплекс (ПДК) «Апшеронск» — крупный инвестиционный проект, реализуемый в Апшеронском районе на базе деревообрабатывающего предприятия ЗАО «ПДК Апшеронск» на территории почти в 50 га. Вложения в завод по производству плит МДФ в общей сложности должны были составить 10 млрд рублей. Соглашение о строительстве завода было подписано еще в 2005 году на сочинском форуме. Работы на объекте начались в 2007 году.
Инвестор и Минприроды Кубани также подписали договоры аренды лесных участков для реализации проекта. Он был включен в перечень приоритетных в области освоения лесов приказом Минпромторга РФ в 2009 году. При этом, основанием для включение в него является создание лесной инфраструктуры. Ожидалось, что предприятие заработает в 2012 году, но позднее сроки запуска переносились. В том же 2012 году инвестор получил в аренду на льготных условиях участки леса общей площадью 335 тыс. га (ежегодный объем заготовки — 300 тыс. куб. м, что составляет 34% от расчетной лесосеки по Лесному плану края). Об отгрузке первой продукции было объявлено в 2015 году. Первоначально планировалось, что на окупаемость компания выйдет уже в 2020 году. В 2015 году компания также заявляла о планах организовать на свободной территории предприятия промпарк, где могли бы разместиться цеха по производству мебели, мебельных фасадов, столов, и стульев, окон и дверей, погонажных изделий (плинтуса, наличники), а также дизайн-центр по предоставлению услуг дизайнеров и компьютеризированных обрабатывающих комплексов для сторонних организаций. Стоимость реализации проекта оценивали в 2 млрд рублей. В конце 2018 года прокурор Краснодарского края Сергей Табельский рассказал, что по фактам выявленных в ходе проверки незаконных рубок леса на участках, выделенных (ПДК) «Апшеронск», возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере). По оценкам надзорного ведомства, лесному фонду Кубани нанесли ущерб в 360 млн рублей.
В декабре 2019 года Арбитражный суд Краснодарского края встал на сторону властных структур в споре АО «Производственно-деревообрабатывающий комплекс (ПДК) «Апшеронск» и Минприроды Кубани. Компания пыталась оспорить отказ Минприроды в согласовании отчета по инвестиционному проекту, который планировалось в дальнейшем отправить в Министерство промышленности и торговли РФ.