Краснодарский край, 10 мар 2023, 08:20

В розовых очках: что ждет рынок электротранспорта Юга России в 2023г.

Рынок электромобилей развивается, несмотря на вызовы 2022г., вместе с ним растет и сеть зарядных станций по стране. Эксперты отмечают, что сфера продолжит свою эволюцию — главным драйвером в 2023г. станет господдержка
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

В 2021 году правительство РФ утвердило концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Она будет реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 год. К концу первого этапа планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране.

Так, в 2022 году в Краснодарском крае установили 89 зарядных станций, из них 55 установило АО «НЭСК». Развитие сети быстрых ЭЗС продолжат — 14 февраля 2023 года инвестор подписал новое соглашение с министерством ТЭК и ЖКХ о строительстве еще 47 быстрых станций. Вместе с числом зарядных станций растут и продажи электромобилей, что требует создания дополнительной инфраструктуры в регионе.

Полный вперед

Игроки рынка видят большие перспективы развития сферы электромобилей на Юге России в текущем году. На отечественный рынок заходят китайские бренды. Несмотря на вызовы 2022 года, бурно развивается не только импорт, но и собственное производство. На базе завода Renault теперь собирают электрические «Москвичи», в Липецкой области — Evolute.

«Мы видим большой потенциал для дальнейшего развития рынка электромобилей на Юге. По данным «Автостата», Краснодарский край стал четвертым среди российских регионов (после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) по объему рынка электрокаров в период январь-октябрь 2022 года. При этом прирост за год в регионе составил 88%. В пользу использования электромобилей на юге — климатические условия и активно растущая инфраструктура», — считает директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.

«Объемы продаж последних лет измеряются небольшими объемами, но эта цифра уверенно растет. Еще недавно было несколько сотен автомобилей в год, сейчас — 3 тыс. за прошедший год», — прокомментировали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Тенденцию роста числа автомобильного электротранспорта фиксируют как в России, так и в регионах ЮФО и СКФО, отмечает Алексей Михеев, генеральный директор производства электромобилей «Конкордия».

«Если дополнить концепцию субсидиарной поддержкой утилитарного транспорта и выделить сельхознаправление, то выполнимость поставленных показателей будет кратно выше. У нашего предприятия есть малый грузовой и пассажирский транспорт, а также тракторная техника с солнечными панелями. Это до 25% экономии, усиление работы и забота об экологии», — отмечает Алексей Михеев.

По оценке председателя Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ии Гордеевой, рост рынка в 2023 году будет стремительным.

«Появился электрический «Москвич 3», появился Evolute. Перспективы позитивные, мы смотрим в будущее в розовых очках. Надеемся, что количество транспорта будет удвоено к концу следующего года», — подчеркивает Ия Гордеева.

Без господдержки никуда

Основным драйвером развития сферы станет государственная поддержка, считают эксперты. На данный момент существует несколько программ. Так, с 1 января 2023 года Минпромторг РФ возобновил льготное автокредитование — электрокар российской марки можно приобрести со скидкой до 25%. В зависимости от региона компенсируют до 925 тыс. рублей. По оценке экспертов, льгота поможет стимулировать спрос на электромобили. При этом у электрокаров есть еще одно «финансовое» преимущество: стоимость владения автомобилем на электрическом ходу значительно ниже ввиду меньших затрат на энергию и сервис.

Также компенсацию могут получить и инвесторы. Госпрограмма субсидирования развития электротранспорта включает в себя компенсацию создания зарядной инфраструктуры. На сегодняшний день инвестору могут вернуть до 60% затрат на оборудование, до 30% — на технологическое присоединение.

Не зарядными станциями едиными

Югу не хватает медленных зарядных станций на придомовых территориях, считают эксперты. Недостаток объектов может негативно повлиять на потенциальных покупателей электрокаров и формировать скептическое отношение к этому виду транспорта. По мнению Сергея Грабского, большая часть людей, заинтересованных в покупке электрического авто, живет в квартирах. В густонаселенных районах заряжать их сложнее. В этой части поддержать владельцев электромобилей должны застройщики, отмечает руководитель Ассоциации цифрового развития Краснодарского края. Необходимо и ввести регулирование для новых домов и офисных зданий — одна зарядная станция на 4 тыс. кв. метров площади.

Помимо этого, ассоциация вышла с инициативой сделать нулевой налог для электромобилей любой мощности.

Игроки рынка отмечают и другие меры, которые поспособствуют развитию сферы. Положительную роль может сыграть формирование потребительской привычки к электромобилям. «Здесь важна не только работа государственных механизмов, но и брендов, и дилеров «на местах», — подчеркивает Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО».

В «Конкордии» предлагают рассмотреть дотацию лизинговых программ для ознакомления аграриев региона с электротехникой и ее применимостью в сельском хозяйстве. Председатель АЭТИ Ия Гордеева отмечает, что рынку электромобилей не хватает дополнительных услуг.

«Нужно создавать инфраструктуру, которая будет состоять не только из зарядных станций, но и объектов обслуживания электромобилей. На сегодняшний день сервисов очень мало. Также стоит развивать дополнительные услуги — страховые продукты, лизинг, различные сервисы», — подчеркивает Гордеева.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока