Кубань переходит на свое: как новый закон повлиял на производство вина
В конце июня 2020 года вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии, принятый в 2019 году. Он по сути является первым базовым нормативным документом для отрасли.
Закон закрепляет технологические правила производства, требования к сырью, материалам и даже этикетке, которая не должна вводить потребителя в заблуждение. Также будут закреплены требования к учету и использованию виноградопригодных земель, ведению федерального реестра виноградных насаждений. Кроме того, документом вводится обязательное декларирование урожая винограда.
В документе даны определения 80 основным понятиям в сфере виноградарства и виноделия, включая «вино», «крепленое вино», «игристое вино», «виноградосодержащий напиток», «виноградное насаждение», «виноградник» и т. д. Помимо этого, определяется, что «вино России» должно быть на 100% произведено из винограда, выращенного на территории нашей страны. Вся остальная продукция называться вином не имеет права и должна маркироваться как «виноградосодержащий напиток», а на бутылках и на полках магазинов должна быть надпись «Не является вином».
Минус к продажам, плюс — к стоимости
По оценкам Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) введение обязательной маркировки, а также новые правила производства и реализации вина могут привести к сокращению продаж на 10-15%. Компаниям придется по-другому называть выпускаемый алкоголь, сообщали «Ведомости». По словам председателя правления РАЭРР Андрея Карпова, такие резкие перемены могут дезориентировать покупателей и заставить их сомневаться в качестве даже хороших вин.
С другой стороны, мера приведет к росту цен как на виноград, так и на импортное бутилированное вино. В частности, отмечают игроки рынка, выиграют те, кто разливает продукцию из импортного балка в соседних странах — например, Казахстане и Белоруссии. А ограничение на использование виноматериалов приведет к росту спроса, а, следом, и цен на местное сырье.
Основная проблема — это нехватка собственного винограда. По данным на 2019 год, площади виноградников в России составляли 95,9 тыс. га. А для обеспечения отрасли собственным сырьем было необходимо 200-250 тыс. га, комментировал президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. На их закладку может уйти более 10 лет.
В Краснодарском крае на данный момент не хватает собственного винограда для закрытия потребности в вине, рассказывал РБК Краснодар в конце 2019 года вице-губернатор региона Андрей Коробка.
«Конечно, о полном импортозамещении пока речь не идет — это вопрос не одного года. Для этого нам как минимум необходимо увеличить площадь виноградников с нынешних 27 тыс. га до 36 тыс. га, и параллельно раскорчевав старые виноградные насаждения. Эта работа ведется ежегодно. В 2018 году было высажено более 2,1 тыс. га молодых виноградников, в этом году — 2,4 тыс. га», — рассказал он.
На переходном этапе на место выбывших игроков временно придут недорогие импортные производители, прогнозировал ранее управляющий винодельческой компанией «Лефкадия» Михаил Николаев.
«Мы должны создать убедительную нишу российского вина и внутри страны, и на глобальном уровне. Да, жаль, что в стране сейчас нехватка виноградников, что потребность закрыта не более чем на 50%. Но по мере посадки виноградников ситуация исправится. Не очень много инвесторов вкладывались в эту отрасль именно по той причине, что не понимали, как продавать российское вино, если рядом на полке точно таким же российским вином называется продукция из иностранного виноматериала», — комментировал он.
В Краснодарском крае отказ от использования балка не будет фатальным для отрасли — по данным на конец 2019 год в регионе до 70% продукции производилось из собственного винограда. Крупные производители уже заявили, что отказываются от импортного сырья и переходят на отечественное сырье.
У одного из крупнейших производителей вина на юге России, ООО «Кубань-вино», по данным на 2019 года из своего винограда производилось до 90% продукции.
«Большинство наших вин уже имеет категории ЗГУ и ЗНМП, которые подтверждают, что наша продукция производится из собственного винограда, выращенного в России. У нас есть собственный питомник виноградных саженцев — самый крупный и высокотехнологичный в России. До 2019 года основной функцией питомника было обеспечение собственных посадок — ликвидация изреженности, высадка молодых виноградников. Сейчас мы уже работаем в масштабе страны. Ежегодно мы готовы выдавать в рынок порядка 3 млн первоклассных саженцев, а это около 1 500 га виноградников» — прокомментировал РБК Краснодар управляющий акционер винной группы компаний «Ариант» Александр Кретов.
«Абрау-Дюрсо» полностью перешел на производство всех линеек винодельческой продукции из отечественного винограда, прокомментировал генеральный директор ПАО «Абрау-Дюрсо» Владимир Владимирович Масловский.
«Считаем, что принятие закона должно привести к повышению качества российских вин, поскольку в законе прописан регламент регулирования, включая создание саморегулируемых организаций, в обязанности которых входит контроль качества продукции», — отметил он.
В пресс-службе другого крупного кубанского производителя, «Фанагории», рассказали, что в 2020-2021 году компания не планирует импорт виноматериала.
«Выпуск дешевых линеек, в которые разливался импортируемый виноматериал, прекращен. Со вступлением в силу закона о виноградарстве и виноделии вся продукция ОАО АПФ «Фанагория» производится из собственного винограда. В 2019 году на винодельне «Фанагории» переработано 32,6 тыс. тонн винограда, собранного с виноградников, расположенных на Таманском полуострове», — прокомментировали в компании.
По данным Росалкогольрегулирования, в Краснодарском крае производство винодельческой продукции в 2019 году составило 24 млн декалитров. Это на 7% больше, чем годом ранее, когда было произведено 22,4 млн дал. Кубань является общероссийским лидером по производству винодельческой продукции, занимая долю рынка в 27,5%. На втором месте по этому показателю с почти двукратным отставанием находится Ставропольский край — 10,5 млн дал (+26% к уровню 2018 года). Третье место в этом сегменте занимает Ленинградская область — 9 млн дал (-10,9%).
Объем производства игристых и шампанских вин в регионе в 2019 году составил 4,8 млн декалитров. Это на 20,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По этому показателю Кубань занимает первое место в России с долей рынка в 36%. Второе место в рейтинге занимает Санкт-Петербург — 2,24 млн дал, тройку лидеров замыкает Дагестан — 2,23 млн дал. Всего в России в 2019 году произвели 13,2 млн дал — это на 6% больше, чем годом ранее.
Вину добавят имидж
В целом, подобная маркировка является правильной мерой, рассказывал «Ведомостям» партнер агентства винного консалтинга DoubleMagnum Андрей Григорьев. В первую очередь, перестанут называться вином винные напитки с добавлением ароматизаторов, красителей и вкусовых добавок.
«Упакованные «под игристое», такие напитки на полке трудно отличить от настоящего вина, а в силу особенностей налогообложения они имеют гораздо более низкую цену. Теперь потребители будут по крайней мере знать: это не вино. Хотя едва ли популярность этих напитков сильно пострадает», — комментировал он.
Вторая категория — вина, произведенные из импортного виноматериала. На них, по оценкам эксперта, в России приходится примерно 40% внутреннего производства бутилированного вина. Ежегодно в страну ввозилось порядка 20 млн декалитров балка.
«Первое, самое плохое, — за редчайшими исключениями этот импортный виноматериал продавался не как испанское, чилийское, южно-африканское вино, а как российское. То есть многие годы потребителя просто обманывали, подсовывая напиток совершенно другого происхождения. Второе — поскольку у «балковиноделов» главным стимулом была коммерческая эффективность, балк завозился наиболее дешевый и второсортный. За российское выдавалось вино, как правило, очень низкого качества. Что подрывало доверие потребителя к пока еще молодой категории отечественных вин», — отмечал он.
Если ранее под видом «российского вина» продавалась самая разная продукция, в том числе и из импортного винограда, то теперь отечественная продукция приобретает облик «продукта местности», считают в «Фанагории».
«Безусловно, требование называть «российским вином» вино из российского винограда и соответствующим образом относиться к нему в плане специфики налогообложения, рекламы и т.д., правильное и окажет положительное влияние на развитие российского виноделия. Не следует забывать, что развитие отечественного виноделия — это не только работа наших виноградарей и виноделов, но и рабочие места по логистике, дистрибуции и прочее», — прокомментировали в пресс-службе компании.
Александр Кретов отметил, что закон в перспективе может изменить отношение потребителей к российскому вину, положит начало для формирования своих терруаров, стилей и собственного имиджа.
«Потребителям станет понятно, какое вино делают на Кубани, какое в Крыму, а какое, в Долине Дона, например. Для нас, как крупнейших производителей российского вина, важно и ценно, что этот закон защитит производителей, которые ведут свою деятельность «от лозы до бутылки», что государство будет принципиально поддерживать тех, кто производит вино из российского винограда, а не просто разливает импортный виноматериал», — отметил он.