Краснодарский край, 10 дек 2021, 15:08

Контроль за минералкой: как «Честный знак» отразится на рынке Кубани

С 1 декабря в России ввели обязательную маркировку минеральной воды. На Кубани к этому готовы все производители. Вода подорожает уже в 2022 году, но не из-за маркировки, а из-за резкого скачка цен на упаковку
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

С 1 декабря в России началась обязательная маркировка упакованной минеральной воды в системе «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В Краснодарском крае все производители готовы работать с маркированной продукцией. Об этом в ходе онлайн-конференции РБК Юг и Северный Кавказ рассказал руководитель управления безакцизными товарными группами ЦРПТ Кирилл Волков.

«Лидерами по производству минеральной воды в России являются Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область. В этих регионах мы видим хорошую динамику по подключению производителей к информационно-государственной системе маркировки. Сейчас зарегистрировано 43 краснодарских компаний, 32 из Ставрополья и 21 — из Ростовской области», — отметил Кирилл Волков.

Следующим рубежом в маркировке будет 1 марта 2022 года. С этого времени требование будет распространяться и на остальные виды упакованной воды. По словам Кирилла Волкова, готовность производителей Ростовской области по всем этапам составляет 100%, компаний Кубани и Ставропольского края — порядка 80-90%. Власти Ставрополья отмечают, еще несколько организаций завершают модернизацию производства к 1 марта.

«Сейчас есть определенное давление на бизнес со стороны недобросовестных конкурентов. Маркировка поможет сделать рынок более прозрачным. Соответственно, это позволит нарастить объемы производства натуральной воды в Ставропольском крае», — начальник отдела развития производства пищевых продуктов и напитков комитета Ставропольского края Екатерина Балдицына.

По ее данным, в 2020 году на Старополье было произведено более 1 млрд полулитров минеральной воды. Сейчас этот показатель уже составляет 850 млн полулитров. Около 15% от общего объема уходит на экспорт. В основном, экспортируется в страны СНГ и Европы.

Борьба с контрафактом

Тема контрафакта актуальна для сферы производства минеральной воды, сообщил Кирилл Волков. Это связано не столько с качеством сырья, сколько со схемами теневой торговли, особенно в летний сезон. Порядка 30% оборота воды на рынке является нелегальным — это либо оптимизация налогов, либо розлив «в гаражах». Как отметил Кирилл Волков, нелегальная продукция стабильно уходит с рынка во всех отраслях, которые подлежат маркировке.

«Маркировка, безусловно, влияет на ведение теневой торговли и делает ее в большинстве случаев нерентабельной. Инструмент неоднократно подтверждал свою эффективность. Мы работали над тем, чтобы польза от системы маркировки была существенно выше, чем затраты участников», — добавил Кирилл Волков.

Производители не озвучивают объем инвестиций во внедрение системы, но подчеркивают, что это серьезные для них суммы. Однако, операционный директор «Холдинг Аква», производителя «Ессентуков», Сергей Ермоленко подчеркнул, что уход недобросовестных игроков с рынка положительно повлияет на всю отрасль.

В 2018 году компания «Холдинг Аква» просила главу Минпромторга Дениса Мантурова в качестве эксперимента ввести маркировку минеральной воды, ссылаясь на катастрофически возросшую долю контрафакта на рынке, сообщал РБК.

Что будет с ценами на минералку

Затраты на модернизацию не повлияют на рост стоимости воды. Существенную роль в удорожании окажут другие факторы. Так, представители отрасли отмечают повышение цен на вспомогательные, упаковочные материалы.

«Продукция дорожает, на увеличение цены влияет очень многое, все изготовители отрасли отмечают сплошное увеличение цен, не из-за маркировки, а на вспомогательные материалы, упаковочные материалы, преформы и даже на поддоны. Нам кажется, это серьезные проблемы для бизнеса», — отметила специалист по техническому регулированию АО «Нарзан» Елена Чыбикина.

Как рассказал генеральный директор «Аква Сфера» Александр Ризюк, упаковочная пленка выросла в цене на 50%, стоимость поддонов в некоторых случаях в четыре раза превышает ту, что была летом 2021 года.

«Вся упаковка, которая содержит пластик, в том числе, этикетка, колпачок, подорожали не на один десяток процентов за последние полгода. Мы не поднимаем цены на зарплаты, мы пытаемся поднять на ту стоимость, которую нам сейчас навязали производители упаковки. Некоторые сети понимают ситуацию. С одной сетью мы вынуждены приостановить поставку», — рассказал руководитель ЗМВ «Горячеключевской» Александр Коробка.

«Участники переживают больше о повышении стоимости воды из-за роста цен на сопутствующие материалы, чем из-за маркировки. По опыту других отраслей мы видим, что к дополнительному росту цен маркировка не приводит вообще. Например, по молочной продукции мы отмечаем, исходя из данных Росстата, что с внедрением маркировки замедлился стабильный рост цен. Это связано с тем, что нелегальный продукт уходит с рынка и стабилизуется стоимость легального сегмента», — прокомментировал Кирилл Волков.

В дальнейшем производители рассчитывают на упрощение способа нанесения знака.

Обязательная маркировка упакованной минеральной воды вступила в силу с 1 декабря 2021 года. Она касается воды, которую производят в России и ввозят в страну. До 1 сентября этого года производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы должны были зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров. С 1 марта 2022 года требование об обязательной маркировке будет распространяться и на остальные виды упакованной воды.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива