Краснодарский край, 11 мая 2022, 21:52

От совриска до риска: что в ЦСИ «Типография»* думают о статусе иноагента

ЦСИ «Типография» в Краснодаре внесли в список организаций-иноагентов. Основатели уверяют, что иностранных источников финансирования у культурного центра не было
Читать в полной версии
Фото: ЦСИ "Типография"

Министерство юстиции РФ 6 мая включило АНО «Краснодарский центр современного искусства «Типография» в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. О причинах такого решения в «Типографии» до сих пор не знают, поделился с РБК Краснодар один из владельцев центра Евгений Руденко.

«Финансирования от иностранных компаний не было ни разу. Часть средств центру платят патроны, а часть мы зарабатывали на кинопоказах, разных мероприятиях. Сейчас мы ничего не зарабатываем, так как не ведем никакую деятельность. И до 6 мая не было понимания, что делать», — рассказал Руденко.

С 9 марта «Типография» приостановила проведение публичных мероприятий на период спецоперации на Украине. Были отменены выставки, лекции и лаборатории, заморожены проекты. По словам Евгения Руденко, было принято решение сосредоточиться на образовательных проектах — в частности, на работе самопровозглашенного «Краснодарского института современного искусства» (КИСИ), ставшего частью «Типографии» в 2012 году.

«Мы организовывали различные обсуждения на тему искусства. Но выставки мы не собирались делать. Мы прекратили зарабатывать деньги. Так что, видимо, придется что-то менять. Скоро соберемся на совещании и решим, что делать дальше», — отметил Руденко.

Как рассказал основатель «Типографии» меценат Николай Мороз, отдельные проекты в культурном центре реализовали на гранты, в т.ч. президентские.

«В 2012 году центр был основан мной и краснодарскими художниками с целью развития современного искусства. Изначально мы приняли решение, что организацией работы центра и формированием повестки деятельности занимаются исключительно художники. Впоследствии центр стал одной из ведущих региональных институций, которую поддерживали патроны. Насколько мне известно, никакие иностранные организации не принимали участие в организации работы культурного центра», — сообщил Николай Мороз.

Дальнейшая судьба «Типографии» зависит от желания и вовлеченности в процессы творческой среды Краснодара, поддержки общественности, считает он.

На страницах «Типографии» в социальных сетях отмечалось, что за годы работы они столкнулись с рядом проблем, среди которых нехватка денег на собственные проекты. Куратор центра современного искусства Елена Ищенко отказалась комментировать включение центра в список иноагентов.

Основатель художественной галереи Gridchinhall, коллекционер Сергей Гридчин считает, что один из способов выяснить причины включения «Типографии» в список иноагентов — это опротестовать решение в суде. Евгений Руденко не уточнил, будет ли организация обжаловать решение Минюста.

«Все это очень странно. Краснодарская «Типография» — это экспериментальная коммерческая площадка, где показывали такое же экспериментальное искусство. Понятно, что это попытка загнать в какие-то рамки. Ничего хорошего я не вижу», — прокомментировал Сергей Гридчин, добавив, что аналогичных прецедентов в России пока не знает.

От меценатов до аукционов

Центр современного искусства «Типография» был основан в Краснодаре в 2012 году художниками из группировки ЗИП и местным бизнесменом Николаем Морозом. Первоначально он работал на территории бывшей типографии «Советская Кубань».

С начала 2020 года «Типография» располагается в одном из корпусов бывшего краснодарского завода измерительных приборов. Центр позиционировал себя как независимую, некоммерческую и негосударственную структуру, занимающуюся популяризацией современного искусства.

«Выставочная программа «Типографии» со дня основания ориентирована на развитие краснодарской художественной среды и сообществ, поддержку и продвижение местных художников, включение локальной художественной среды в общероссийский и международный контекст, а также исследовательские проекты», — говорится в сообщении организации в Telegram-канале.

В 2018 году «Типография» организовала конкурс эскизов и представила каталог современных арт-объектов для установки в общественных пространствах Краснодара. В него вошли порядка 100 проектов.

В октябре 2018 года в парке «Чистяковская роща» установили первый арт-объект — конструкцию из нержавеющей стали Draped Data Владимира Омутова.

В феврале 2019 года на территории Вишняковского сквера открыли композицию «Столпы» Виктора Линского. В мае того же года в сквере имени 80-летия Краснодарского края появился арт-объект «Точка» Михаила Смаглюка.

«Типография» также выступала площадкой аукциона современного искусства MOST, призванного популяризировать современное искусство на Кубани. Шестой и седьмой аукционы MOST в 2020 и 2021 гг. носили статус «патронских» — вся прибыль была направлена на поддержку краснодарского ЦСИ.

Основатель MOST Роман Левицкий заявил, что организаторы аукциона со своей стороны не планируют менять локацию проведения торгов в 2022 году из-за решения Минюста.

«Мы были патронами «Типографии» и продолжим поддерживать центр — так или иначе», — прокомментировал Роман Левицкий.

*Признан в России некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать