ProКадры, 11 сен, 09:00

Пересборка высшего образования: как на юге готовят «новых инженеров»

На базе ведущих вузов юга России работают передовые институты и инженерные школы. Их задача — совместно с партнерами из реального сектора экономики подготовить инженеров нового времени.
Читать в полной версии
Фото: «Школа Икс» ДГТУ

Последние несколько лет в России масштабно переформатируют высшее образование. В первую очередь было решено сделать новые форматы образования для инженеров и IT- специалистов. На базе ведущих вузов юга России и других регионов страны начали появляться передовые институты и инженерные школы. Их задача — совместно с партнерами из реального сектора экономики подготовить инженеров нового времени.

Как рассказали РБК Ростов в ведущих вузах, «новых» инженеров стараются сделать не просто техническими специалистами. Их учат создавать прорывные проекты на основе реальных проблем компаний.

ПИШ и ВИШ

Инновационная подготовка инженеров проходит в нескольких форматах. Самый известный из них — это передовые инженерные школы. С 2022 года в России начал действовать федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ), созданный по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. Его цель — подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики на площадках вузов страны.

В рамках новых проектов университеты работают совместно с партнерами-крупными компаниями. Они помогают учить инженеров, привлекая их к решению реальных производственных задач.

В целом по России действует 50 ПИШей. На юге их две — В Южном федеральном университете (ЮФУ) и в Донском государственном техническом университете (ДГТУ).

ПИШ при ЮФУ специализируется на искусственном интеллекте и цифровых технологиях — «Инженерия киберплатформ». В ДГТУ специализация передовой школы — сельхозмашиностроение, поэтому проект назвали «Институт перспективного машиностроения».

Главным партнером в случае ДГТУ является компания «Ростсельмаш», которая производит сельхозтехнику. ПИШ ЮФУ проводит на своей площадке в Таганроге разработки и исследования в интересах ГК «Ростех», АО «КРЭТ», группы компаний «Элемент» и других крупных технологических партнеров. Цель — поставлять партнерам высокотехнологичные продукты под их задачи.

Как рассказывал в интервью РБК Ростов руководитель ПИШ ЮФУ Александр Федотов, в школе сделали новый стандарт обучения.

«Мы проектировали ПИШ как холдинг. Предприятия-партнеры выступают инициаторами создания дивизионов, которые являются продолжением этих компаний. Такой подход к организации системы управления реализуется лишь в нескольких передовых школах», — объяснял он.

В составе школы университета образованы дивизионы (отделы), среди которых «Приборы, комплексы и системы» и «Киберфизические платформы», «Электроника» и другие. Обучение в них базируется на бакалаврских и магистерских образовательных программах.

ПИШ ЮФУ входит в ТОП-6 России и является одной из крупнейших инженерных школ в стране. В ней учатся более 650 студентов.

Обучение и исследования во всех школах выстроены вокруг проектов, которые предлагают ключевые индустриальные партнеры. Поступая в вуз, студенты начинают изучать базовые дисциплины своих специальностей и записываются в проект, над которым будут работать вместе с другими. Проект или «заказ» поступает от компании-партнера. В итоге студенты к выпуску имеют опыт работы в реальных проектах, связи на производствах и навыки работы в проектных командах.

В Краснодарском крае на базе КубГТУ действует проект, аналогичный ПИШ. В 2022 году университет создал Высшую инженерную школу (ВИШ) «Нефтегазовый и энергетический инжиниринг». В ней действуют две кафедры, созданные с главными партнерами — Инжиниринг в нефтегазохимии и производстве сжиженного природного газа (совместно с АО «НИПИГаз») и Нефтегазовый инжиниринг (совместно с ООО «НК «Роснефть — «НТЦ»). Как и передовые инженерные школы, ВИШ трансформирует образование инженеров, обучая специалистов на реальных задачах от партнеров из нефтегазовой отрасли.

Инженеры Икс

В ДГТУ задолго до ПИШ, еще в 2019 году, начал действовать Институт опережающих технологий «Школа Икс», ставший новым форматом обучения инженерных и IT-специалистов.

Как рассказал директор института опережающих технологий «Школа Икс» Павел Герасин, у каждого обучающегося в институте есть своя индивидуальная траектория обучения. Студенты конструируют ее из 50 элективных модулей на основе личных предпочтений. При этом обязательными являются предметы из университетского минимума, профессионального трека (предметы специализации) и дополнительной профилизации (например, исследования или предпринимательство).

Для бакалавриата в «Школе Икс» есть три образовательные программы: проектирование робототехнических систем, системная аналитика и информационное моделирование в городском строительстве. По каждому направлению у института есть пул компаний-партнеров. Они дают задачи для проектов (как в ПИШ) и выступают для студентов наставниками при разработке проектов и на стажировках.

По словам Герасина, на базе обычных университетских факультетов сложно организовать современную проектную деятельность. Университет — довольно закрытая, строгая структура. Для того же, чтобы подготовить хороших инженеров, нужно подойти к обучению с разных, порой, неожиданных сторон.

«У нас есть проекты по социальной инженерии. На втором курсе мы обязательно даем возможность студентам понять, что инженеры делают не железки, инженеры делают продукты для людей. А значит, нужна возможность понять человеческие проблемы», — подчеркнул он.

Один из главных девизов института — дать каждому студенту возможность раскрыться и найти свое. Для этого и делают индивидуальные обучающие треки, дают попробовать себя в разных проектах и командах.

Поступление в «Школу Икс», как и в ПИШ, проходит нестандартным путем. Сначала абитуриент подает документы на образовательную программу. А конкурс проходит по баллам ЕГЭ среди всех программ, входящих в укрупненную группу направлений. Наборы небольшие. Та же «Школа Икс» набирает в год около 60-70 человек. Всего на программе обучается 250-260 человек.

«Все федеральные проекты — передовые инженерные школы, платформа университетского технологического предпринимательства, строительство кампусов мирового уровня — это крупные проекты с большими финансами. Во всех этих проектах задача — выбрать университеты, которые способны менять привычные форматы. Не просто «перекрасить», а действительно пересобрать, трансформировать обучение. В трансформации высшего образования нуждаются сейчас все. Общество нуждается, государство нуждается. И вот такие проекты, которые Министерство науки и высшего образования запускает, подхватывают флагманские вузы», — объяснил Герасин.

При этом директор уверен, что инновационные образовательные проекты — штучный товар, который сложно масштабировать, например, на весь университет и его десятки тысяч студентов. Для нового образования нужен «ламповый» формат, с небольшим набором действительно увлеченных студентов, маленькой командой преподавателей и налаженными связями с компаниями-партнерами.

Pro
Принцип Парето устарел: как проложить компании кратчайший путь к деньгам
Pro
Не только Volkswagen. Две трети немецких компаний выводят заводы за рубеж
Pro
Купил на компанию в лизинг автомобиль для личного пользования. В чем риск
Pro
Строительная отрасль откатится назад. Но китайского сценария мы избежим
Pro
Что обвал Brent значит для экономики России
Pro
Юань в огне, а инвесторы на грани: стоит ли входить в игру
Pro
Так продавалась сталь: кто пытается помешать поглощению US Steel японцами
Pro
Всё как в США: как Марио Драги хочет перезапустить экономику Европы